Проект на тему муравьи. Исследовательская работа "муравьи". III Практическое исследование

«МУРАВЬИШКИ»

Курдяева Валерия Андреевна
9 лет, ученица 4 класса

Руководитель клуба «Экос»:
Бартова Наталья Егоровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
п. Унъюган, Октябрьского р­на,
ХМАО ­ Югры

I. План действий……………………………………………………………………………….…....2
II. Основная часть…………………………….…….………………………………….…….….….3
1.Мои наблюдения………………………..………………………………….……….……………..3
2. Информация о муравьях из Интернета и научной литературы….......………………….……3
III. Интересные факты о муравьях………………………………………………………………...5
IV. Заключение…………………………………………………………………………………… ..5
Литература……………………………………………………………...……………………….…..5

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята,
Вся жизнь их связана с трудом…

«Муравьишки»
Введение
Мне всегда была интересна жизнь муравьёв. Они такие маленькие, но постоянно
трудятся, бегают, знают свой дом. Самое главное, помогают друг другу тащить тяжести. Я
решила понаблюдать за муравейником, жизнью муравьёв и узнать о них ещё больше.
Проживают муравьи на всех континентах и во всех широтах, исключение составляют
лишь Антарктика, Гренландия, Исландия и некоторые отдельно стоящие острова.
Проблема: Подробное изучение жизнедеятельности муравьёв, так как это широко
распространённые насекомые.
Муравьи самые трудолюбивые существа в мире. Они ­ одни из самых
высокоорганизованных насекомых на планете. Но самое главное, муравьи живут в тех лесах,
где чистый воздух. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых,
которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных
насекомых и спасают наши леса.
Цель: Изучить жизнедеятельность и пользу муравьёв.
Задачи:
1. Провести наблюдения за поведением муравьёв.

2. Познакомиться с образом жизни муравьёв.
3. Узнать, чем полезны и вредны муравьи.
Основная идея исследования заключается в том, чтобы больше узнать о жизни муравьёв и
их пользе.
Гипотеза исследования: Возможно, муравьи разумные насекомые, поэтому они живут
семьями и заботятся друг о друге.
Объект исследования: Муравьи.
Предмет исследования: Жизнедеятельность муравьёв: польза и вред.
В качестве методов исследования применялись: наблюдения за поведением муравьёв,
поиск материала о пользе и вреде муравьёв в научной и справочной литературе, Интернете.
Исследование проводилось в период с 15 апреля по 25 мая.
Результаты работы:
1. Сделана презентация к исследовательскому проекту «Муравьишки».
2. Выступила с презентацией на конференции «Школьная ЭЛИТА XXI века».
I.
План действий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Поиск литературы в библиотеке.
Работа с другими материалами в Интернете.
Наблюдения за муравьями.
Обработка материала.
Оформление проекта.
Выполнение презентации к
проекту.
II. Основная часть
1. Мои наблюдения
1) Строение муравья
Я взяла в руки муравья и рассмотрела его. Тело состоит из 3 отделов: головы, груди и
брюшка. На голове расположены пара усиков и пара сложных глаз. Усики ­ антенны, органы
чувств.
2) Внешний вид муравейника
Муравейники ­ общеизвестны как муравьиные кучи, имеющие вид беспорядочного
нагромождения лесного мусора. Однако это ошибочное впечатление рассеивается при
ближайшем рассмотрении куч. Муравейники ­ общеизвестны как муравьиные кучи. Каждое
гнездо состоит из двух частей - надземной и подземной. Надземная часть возвышается над
почвой в виде кучки (купола или конуса) высотой до 1-1,5 м и шириной до 2-2,5 м. Эта
часть построена из хвоинок, чешуек древесных почек, кусочков коры, комочков почвы и

различных растительных остатков. На поверхности кучи виден ряд отверстий, ведущих в
подземную часть гнезда.
3) Муравьиные дорожки

Наблюдая за муравьями, я всегда задумывалась над вопросом, как муравьи в
огромном для них мире, узнают дорогу домой. Оказывается, что муравьи просто помечают
свой путь капельками пахучей жидкости. У муравьёв отлично развито обоняние и осязание.
Я взяла двух муравьёв и отнесла подальше от их дома – муравейника. Сначала они
засуетились, а потом быстро направились по направлению к своим муравейникам. Органы
обоняния расположены у них на усиках. Я опять взяла двух муравьёв и отнесла к другому
муравейнику. Мои муравьишки быстро потерялись среди набежавших муравьёв из этого
муравейника. По запаху следов находят дорогу к муравейнику, вокруг которого много
«душистых тропинок», протоптанных муравьями, по запаху насекомые узнают
«своих» и «чужих». Из справочной литературы я также узнала,
что учёные выдвинули другое предложение по данному вопросу.
Ими было доказано, что муравьи находят дорогу домой потому,
что считают свои шаги! Оказывается, муравьи способны отмерять
расстояние до своей цели. Они обладают математической
способностью находить дорогу домой с легкостью для них. Этот факт очень удивил меня.
Вывод: Муравьи не только трудолюбивые и старательные насекомые, но ещё и очень
умные.
4) Взаимопомощь муравьёв
Муравьи без устали трудятся, куда­то спешат с грузом. Иногда тяжесть больше самого
муравья. Но он не бросает его, а терпеливо тащит до цели. Встречаясь друг с другом, они
соприкасаются усиками и обмениваются информацией. Если встречается сытый муравей с
голодным из своего же гнезда, он после взаимного контакта усиками отрыгивает капельку
пищи, которую голодный слизывает. В случае затруднений, возникших у одного из муравьев,
с доставкой домой крупной добычи ему помогают другие муравьи, пытаясь общими усилиями
дотащить ее к муравейнику.
По – моим наблюдениям муравьишки умные,
Вывод:
трудолюбивые, внимательные и дружные насекомые.
II.2. Информация о муравьях из Интернета и научной
литературы

Мирмекология - наука о муравьях. Соответственно, мирмеколог - это ученый,
занимающийся в основном изучением этой группы насекомых.
1) Численность муравьёв
В настоящее время в мире насчитывается около 12 000 разновидностей муравьев, 300
из которых, можно сказать, коренные муравьи России. Из них самый обычный - рыжий
лесной муравей, который населяет всю лесную зону. Невероятно, но факт – на каждого
живущего человека приходится около миллиона этих созданий, а общая масса их примерно
равняется общей массе всех людей. В мире столько же муравьев, сколько видов птиц.
2) Муравьиная семья
Все муравьи – это общественные насекомые, живут семьями. В семьях насчитывается
от нескольких десятков до нескольких миллионов особей. В природе рабочий муравей живёт
около года, поэтому население муравейника обновляется практически каждый год. А вот
самки могут прожить до 20 лет. Между членами муравьиной семьи существует разделение
функций. Обычно молодые рабочие муравьи – няньки, они ухаживают за расплодом и
самками, повзрослевшие муравьи – строители, ещё старшие – добытчики пищи. А те, которые
совсем «состарились» ­ сторожа и наблюдатели. Они охраняют входы и выходы
муравейников.
3) Польза от муравьёв
Лесные рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку, помогая ему
уничтожать опасных вредителей древесных насаждений. Муравьи тащат в гнездо главным
образом гусениц сосновой совки, зимней и сосновой пяденицы, личинок пилильщиков,
различных жучков и бабочек, относящихся к вредителям леса. Кроме того, они уничтожают
слизней, повреждающих листву деревьев. Муравьи разносят семена лесных растений, рыхлят
почву, облегчая рост всходов древесных и кустарниковых пород, и способствуют их
распространению. Подсчеты показали, что муравьи среднего по величине гнезда за один день
уничтожают 15-20 тыс. различных вредителей. Чтобы добыть такое огромное количество
насекомых, малому пестрому дятлу потребовалось бы не менее трех недель, а большой синице
- целых два месяца! Вот почему в тех местах, где муравейников много, вредители не
успевают размножаться и наносить ощутимый урон лесу. Где
муравейников нет, их переселяют туда искусственным путем.
Один большой муравейник в сутки уничтожает: 6500
гусениц, 28 000 куколок,
2660 бабочек дубовой листовертки, 3500 гусениц сосновой совки.
Рабочие муравьи – за лето приносят: 3­8 млн. различных насекомых, около 20 ведер сладких

 Муравей сильнее слона, ведь он может поднять груз много больше своего веса.
 Муравьи способны отличать своих «братьев» от чужих,
благодаря запаху.
 Иногда запасы зерна у муравьёв могут доходить до 50 кг.
 В Южной Америке живут бродячие муравьи, они
передвигаются колоннами, сметая всё живое, что
встречается у них на пути, даже ящериц и змей, домашних
животных.
Вывод: Муравьи являются одними из самых загадочных и изучаемых насекомых на
земле.
IV.Заключение
Я очень много интересного узнала о муравьишках. Это очень дружные, трудолюбивые
насекомые и живут семьями в домах ­ муравейниках. Движутся муравьи по одним и тем же
дорожкам, ориентируясь по запаху. Муравьи – вечные строители и прекрасные санитары леса.
Моя гипотеза подтвердилась.
К моей работе подключились одноклассники. Мы с первого класса являемся членами
экологического клуба «Экос» и много добрых дел стараемся делать для сохранения природы
родного края. Перед нами встал вопрос: что мы можем сделать для муравейников и его
жителей? Мы решили лучше изучить жизнь муравьёв, написать стихи, загадки и задачи про
них. А так же позаботиться о муравейниках и муравьишках.
Муравейники, как и сами муравьи, нуждаются в защите. Нельзя беспокоить муравьев
и разорять их дом. Мы с ребятами хотим очистить территорию около муравейников от
завалов и мусора в близлежащем лесе. Оградить муравейники, чтобы люди видели, что эти
муравейники и их жильцы находятся под охраной. Муравьишки любят сладкое, поэтому мы
решили подкармливать их сахаром.
Литература:
1. Брем, А. Жизнь животных. [Текст]/ А. Брем. – М.: Изд­во Эксмо, 2004. – 960с.
2. Длусский, Г. М. Знакомьтесь: муравьи! [Текст]/ Г.М. Длусский, А.П.Букин ­ М.:
Агропромиздат, 1986. - С. 57­58,99­101.
3. Захаров, А. А. Муравей, семья, колония. [Текст]/ А. А. Захаров. ­ М.: Наука, 1978. ­
224 с.

4. Захаров, А.А. Экология муравьёв. Наука [Текст]/ А. А. Захаров ­ М.: Наука, 1981.
Мясников, В. «Операция «Муравей» [Текст]/ В. Мясников, Москва, «Просвещение»,
2000г.


Актуальность темы. На уроках литературного чтения мы прочитали интересные произведения В.Бианки «Приключения муравьишки»,О.Полонского «Муравьиное царство». Общение с природой всегда доставляет нам радость. Мы не перестаем восхищаться поразительными её творениями: животными, растениями.Вряд ли найдется человек, который хоть раз не останавливался возле муравейника, завороженный таким далеким и в то же время необъяснимо близким нам миром этих удивительных насекомых. Особенно нам нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых, как они живут, чем занимаются, когда человек не видит их повседневной жизни? Чтобы постичь тайны природы, на уроках окружающего мира мы хотели узнать много нового о муравьином царстве. Мы решили провести проектно-исследовательскую работу о муравьях и ответить на многие интересующие вопросы: Как живут муравьи? Что такое муравейник? Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»? Почему муравьи заботятся о тлях? Чем питаются муравьи? Почему муравьев называют «санитарами леса»?


Цель работы изучить жизнь муравьёв, узнать интересные факты их жизни. Задачи: Увеличить объём знаний о насекомых. Изучить виды жилищ муравьев, особенности их построения. Познать законы муравьиной семьи. Выявить значение муравьев в природе и для человека. Изучить литературу по данной теме. Провести анализ работы и пополнить дополнительным материалом «копилку» класса. Гипотеза исследования Если узнать о значении муравьев в природе и в жизни человека, то можно использовать эти знания с пользой для себя. Методы исследования: -практическая работа; - наблюдения; - сбор данных и их анализ; - обобщение информации; - анкетирование среди учащихся и учителей школы Объект исследования: Муравейник,жилища муравьев. Предмет исследования: Муравьи




Предполагаемые результаты: - формирование представлений о том, как живут муравьи; - появление представлений о муравьях и их разновидностях; - по результатам исследований установить интересные факты о пользе муравьев; - пропаганду о значении муравьев среди учащихся школы; -использование результатов исследований для проведения классных часов, викторин. - создание сборника загадок «Детские загадки о муравье», буклета «Самое интересное о муравьях», мини-альбом «Наши муравьи» с результатами опроса, аппликацию «Муравейник», презентацию работы.




Муравьиная семья Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.В муравьиной семье существует чёткое рабочее распределение.Главная в семье –муравьиная «царица».А есть муравьи солдаты,разведчики, каменьщики.


Чем питаются муравьи? Муравьи питаются насекомыми,сладкими выделениями тлей,соком растений,семенами. Особенности жизнедеятельности муравьёв Немецкий ученый - мирмеколог Г. Велленштайн более чем за 25 лет изучения рыжих лесных муравьев установил, что «меню» их состоит из: медвяной росы (пади) – 62%; сока растений – 4,5%; семян – 0,2%; насекомых и беспозвоночных – 33%; грибов и падали – 0,3%.


Как устроен муравей? Если внимательно рассмотреть муравья в лупу, то увидим, что тело его состоит из 4-х отделов: головы, груди, стебелька и брюшка. Различия строения головы (есть волоски или нет), опушение спинки, различия в окраске, строение ножек – всё это и подразделяет муравьёв на различные виды. Мы поговорим об общих признаках и особенностях жизни муравьёв.


Как устроен муравейник? Все муравьи, обитающие у нас в стране, живут в гнёздах. Строят они их на земле. Снаружи их можно заметить по кучкам земли. Внутри подземная галерея ведёт к камерам, которые соединены между собой. Глубина гнёзд различна от 30 см до 2-х м, а у пустынных муравьёв достигает более 10-ти м. Иногда муравьи селятся и в гнилой древесине: пнях, колодах. Купол гнезда состоит из хвои веточек – у него защитная функция, он защищает от дождя, ветра, снега. Внутри купол состоит из крупных веток, там поддерживается постоянная t о С. А зимуют муравьи в подземной части. В пустынях, где земля прогревается до 60 о С, муравьи никогда не строят наземные гнёзда, только под землёй, где температура значительно ниже.


Польза или вред? В природе не бывает вредных и полезных муравьёв. Любой вид либо вреден, либо полезен для человека. Муравьи – жнецы, полезны в целинной степи – расселяют семена растений, но вблизи зернотоков, где обмолачивают зерно – они вредят. В садах поселяются рыжие муравьи. Они на плодовых деревьях разводят тлей. В результате листья и побеги яблонь, груш сильно повреждаются – ведёт к потерям урожаев, а иногда и гибели деревьев. На лугах муравейники мешают скашиванию травы. А вот в лесах польза от муравьёв велика - они уничтожают насекомых, которые имеются в больших количествах, например, гусеницы, жуки-короеды. Кроме того, при строительстве гнёзд муравьи рыхлят почву, и облегчаю доступ воздуха к корням деревьев. Они заносят в гнездо различные органические остатки и обогащают почву микроэлементами. Лес, в котором живут муравьи более здоровый. Поэтому работники лесного хозяйства занимаются охраной и разведение лесных муравьёв – они являются санитарами леса.


Интересные факты о муравьях - Муравьи самые древние насекомые на Земле. Окаменелости муравья были найдены более чем 100 млн лет тому назад. - Муравей сильнее слона, ведь он может поднять груз много больше своего веса. - Когда выпадает свободная минута, рабочие муравьи «играют», хватают друг друга лапками и катаются по земле. - Муравьи способны отличать своих «братьев» от чужих, благодаря запаху, который вырабатывают специальные железы. - Иногда запасы зерна у муравьёв могут доходить до 50 кг. При этом оно не загнивает в гнёздах, потому что они его тщательно просушивают на солнце. - В Южной Америке живут бродячие муравьи, Они передвигаются колоннами, сметая всё живое, что встречается у них на пути, даже ящериц и змей.


Социологический опрос Для проведения социологического опроса была составлена анкета из четырёх вопросов. 1. Что Вы знаете о муравьях? 2. Какое значение муравьёв в природе? 3. Есть ли муравьи на вашем садовом участке? 4. Какое значение имеют муравьи на вашем садовом участке?




Моё творчество: аппликация "Муравейник" Аппликацию я сделала после окончания всей работы. Когда делала творческую композицию "Муравейник" я вспоминала о лете. Материалы, которые нам понадобились: 1. Разрезанные шерстяные нитки. 3. Фон для композиции. Я выбрала уже готовое изображение поляны с насекомыми. 4. Клей - карандаш. Затем мы вместе я намазала клеем место, где по задумке должен располагаться муравейник, и выложили нитки.


Наблюдения за муравьями. Муравейник, за которым я вела наблюдения летом, находился в лесу. Вот что я увидела. Муравьи подтаскивали к нему различный материал: щепочки, мертвых насекомых. Ещё я заметила, что большинство муравьев движутся не просто так, а друг за другом на расстоянии около пяти сантиметров, и передвигаются они по тем же дорожкам, а некоторые муравьи ничего не несут, но каждый раз, возвращаясь к муравейнику, они снова бегут с остальными. Тогда я решила провести небольшой опыт. На одну из муравьиных тропинок я положила маленькую (около 5 см) палочку и стала следить за реакцией муравьев. Два муравья перелезли через неё и попытались сдвинуть палочку с места, но у них ничего не получилось. Тогда к ним подошли ещё два муравья, и они вчетвером потащили палочку к муравейнику, но так как она не пролезала внутрь, то её пришлось оставить снаружи.


Проводя исследование, наблюдая за жизнью муравьями, изучив дополнительную литературу про муравьев, сделала следующие выводы: Муравьи живут семьями. Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию. Муравьи – вечные строители. Движутся муравьи по одним и тем же дорожкам. Муравьи к различным насекомым относятся по-разному.



Воробьева Татьяна Николаевна
Детская исследовательская работа «Огненные муравьи»

Предлагаю вашему вниманию детскую исследовательскую работу на тему «Огненные муравьи».

Территория, населенный пункт: Красноярский край, г. Сосновоборск.

Наименование образовательного учреждения: МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска.

Руководители: Грязева Е. С., мама; Воробьева Т. Н., воспитатель старшей группы "Лимончики".

Однажды мы с мамой смотрели передачу про насекомых на канале «Моя планета». В передаче рассказывали, что на планете существует свыше 8000 видов муравьев, и одни из самых опасных – это огненные муравьи. Мне стало интересно, кто такие огненные муравьи и чем они опасны? Мы решили это выяснить.

Цель работы: узнать, кто такие огненные муравьи.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать источники по теме исследования.

2. Познакомиться с образом жизни огненных муравьев.

3. Узнать, чем опасны огненные муравьи.

Объект исследования: огненные муравьи.

Предмет исследования: образ жизни огненных муравьев.

Гипотеза: мы предположили, что огненные муравьи не только опасны, но и приносят пользу.

Для того чтобы узнать всё об огненных муравьях, мы с мамой решили посмотреть книги и воспользоваться сетью интернет и поискать информацию. И вот что мы узнали!

Внешний вид

Огненные муравьи – один из самых опасных в мире видов муравьев, обладающие сильным жалом и ядом, которые могут стать смертельно опасными для людей, страдающих от аллергии. Это сравнительно небольшие насекомые. Длина их тела колеблется от 2 до 6 миллиметров в зависимости от внешних условий обитания. Причем, в одном муравейнике могут встречаться как 6-ти миллиметровые, так и совсем крошечные муравьи, которые прекрасно уживаются. Тело состоит из трех основных частей: голова, грудь и брюшко. Окраска тела огненных муравьев весьма разнообразна, от черно-красного до бурого. Брюшко всегда темнее, нежели голова и грудь. Огненные муравьи, как и другие представители этого семейства, имеют шесть невероятно сильных и развитых ног.

Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.

Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Образ жизни

Огненные муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызла себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

Самые крупные муравьи живут в Африке.

Устройство муравейника

А еще огненные муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.

Чем опасны огненные муравьи?

Огненные муравьи не боятся ни человека, ни крупных животных. Для нападения на животное огненные муравьи собираются в большую группу и все вместе взбегают по ногам жертвы на ее тело. Затем муравьи впиваются в кожу с помощью своего ротового аппарата, а после вводят жало, которое в спокойном состоянии спрятано в брюшке. Посредством жала, каждый муравей вводит под кожу жертвы довольно большую дозу токсичного яда. В некоторых случаях животное умирает через несколько часов, если же в его тело попало небольшое количество яда, то смерть может и не наступить, но долгое время места укусов будут очень сильно гореть, причиняя нестерпимую боль.

Огненные муравьи довольно часто нападают на людей, чтобы защитить свой муравейник. Стоит человеку приблизиться к муравьиному дому, как из него тут же появляются полчища насекомых, которые быстро взбираются на тело и беспощадно жалят. По данным статистики, каждый год от укусов огненных муравьев умирает свыше тридцати человек.

Очень часто огненные муравьи устраивают свои гнезда в домах людей, в бытовых приборах, в мусорных баках и так далее. Никакие химические препараты не способны заставить муравьев покинуть обжитое место, поэтому в странах Южной Америки жителям деревень и небольших городов иногда приходится бросать свои дома и переезжать в другое место.

Польза огненных муравьев

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их еще называют «санитарами леса».

Огненные муравьи поедают вредителей сельскохозяйственных культур: зерновых и бобовых; риса; сахарного тростника, т. д.

Но вреда от огненных муравьев все же больше.

Выводы

1. Мы прочитали интересные книги и поискали информацию в интернете. Теперь я знаю, что огненные муравьи – это один из самых опасных в мире видов муравьев, обладающие сильным жалом и ядом.

2. Познакомились с образом жизни огненных муравьев.

3. Узнали, чем опасны огненные муравьи и какая от них польза.

Наша гипотеза подтвердилась, огненные муравьи не только опасны, но и приносят пользу.

Список используемой литературы

1. Насекомые. Полная энциклопедия/Перевод с англ. М. Авдониной. – М. : Эксмо, 2007. – 256 с.

2. Журнал «Муравейник», №5, 2009г.

3. Интернет-источники.

2- МОУ «Розгребельская СОШ» Большесолдатского района Муравьи – удивительные создания природы. Выполнил ученик 7 класса Апанасенко Артем. Руководитель учитель биологии Енютина Лариса Мих. 2010 г. -3- Содержание работы 1. Введение - 3стр. 2. Обоснование выбранной темы - 5 стр. 3. Цели и задачи исследования - 6 стр. 4. Методики исследования муравьев -7 стр. 5. Особенности строения муравьёв -7 стр. 6. Строение гнезда - 8 стр. 7. Состав муравьиной семьи, распределение функций -9 стр. 8.. Питание муравьев -9 стр. 9. Опыты с рыжими лесными муравьями -11 стр. 10. Вывод. -13 стр. 11. Заключение - 13 стр. 12. Список литературы - 14 стр. -4- СРОКИ ИССЛЕДОВАНИЙ Лето 2009 г. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ – Сотницкий лес Б-Солдатского района Курской области. . Как-то, по лесу гуляя, Я осинником шагал, Леса запахи вдыхая, Вдруг картину увидал: По извилистой дорожке Муравей стремглав бежит С веткой толстою на спинке К муравейнику спешит! Уступив ему дорогу (Ведь тропинка здесь одна) И помедливши немного, Я окликнул бегуна: Эй, дружище, от работы Ты, наверное, устал! Отложи свои заботы, Ты давно не отдыхал! Оглянулся муравьишка Удивленно, мне в ответ: «Беззаботен, вижу, слишком У тебя, что дела нет?» -5- Введение. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Библия. Муравьи – одни из самых распространенных насекомых на нашей Земле. Они встречаются во всех природных зонах, часто живут недалеко от дома человека. В природе муравьев не спутаешь с другими насекомыми: бескрылые, очень активные, все время что-то ищущие, куда – то спешащие, суетящиеся. Редко увидишь одиночного муравья, даже вдали от его гнезда, обычно их всегда много. Вряд ли найдется человек, который хоть раз не останавливался возле муравейника, завороженный таким далеким и в то же время необъяснимо близким нам миром этих удивительных насекомых. Муравьи привлекают наше внимание. Сложное и даже, казалось бы, осмысленное поведение этих насекомых вызывает изумление и восхищение человека уже сотни лет. Муравьи живут семьями в несколько миллионов особей, прокладывают дороги, строят тоннели и многоэтажные жилища, разводят грибы, и только среди них существует такое сложное «профессиональное» разделение: есть строители и няньки, охотники и сторожа, носильщики и пастухи. Трудно перечислить все, что выделяет муравьев из огромного царства насекомых! Это самые умные и загадочные насекомые на нашей планете. Обоснование выбранной темы. Я, как и многие другие люди, очень часто люблю останавливаться и смотреть на муравейник, мне он напоминает большой город с широкими улицами и маленькими переулками, а его обитатели торопливых горожан. Куда они спешат, зачем, как устроены их жилища, чем они питаются и как защищаются от врагов? Мне очень хотелось всё это знать, поэтому я решил поближе познакомиться с жизнью муравейника и его обитателями. Я живу в небольшом селе Розгребли, наше село расположено в лесостепной зоне России, на самой границе с Украиной. В селе и его окрестностях встречаются разные виды муравьев, но больше всего меня заинтересовали муравейники небольшого леса, который примыкает к моему дому. В этот лес мы ходили вместе с учителем на экскурсию. Лесные муравейники оказались гораздо больше по размеру муравейников, которые я видел раньше, в селе, да и муравьи в отличие от -6- маленьких деревенских муравьев, были крупнее. Меня очень заинтересовали эти торопышки, и поэтому именно на них я и решил сосредоточить свое внимание. В исследованиях я попросил помочь мне папу, который тоже очень любит разных животных В лесу мы с папой обнаружили несколько муравейников, но для исследования решили взять самый большой и старый муравейник. Цель исследования: 1.Познакомиться со строением и жизнедеятельностью муравьев 2. Определить их роль в природе. Задачи исследования: 1. 2. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Изучить литературу по данной проблеме. Познакомиться с методиками изучения муравьев. Определить видовую принадлежность, строение исследуемых муравьев. Изучить устройство муравейника. Исследовать внегнездовую жизнь муравьев. Провести количественный учет истребляемых муравьями животных. Проанализировать результаты исследований. Определить роль муравьев в природе. Своё исследование я начал с попросил литературу о муравьях. сельской библиотеки, в которой Из книг Б.М. Мамаева, Е.А. Бордуковой «Энтомология для учителя», С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии», М.А. Козлова, И.М. Олигер «Школьный атлас – определитель беспозвоночных», А.А. Захарова «Муравей, семья, колония», И.И. Акимушкина «Невидимые нити природы», И.А. Халифмана «Пароль скрещенных антенн» я узнал, что заинтересовавшие меня муравьи относятся к виду – рыжий лесной муравей (Formica rufa). В этих книгах я познакомился с методами исследования муравьев, которые использовал в своей работе. -7- Методики, использованные в работе: 1. Эмпирические: изучение и анализ литературы; 2. Теоретические: метод сравнения, анализа, обобщения, систематизации 3. Исследовательские: проведение эксперимента, наблюдение. Предмет исследования: МУРАВЕЙНИК. Объект исследования: Лесной рыжий муравей (Formica rufa) Биология рыжих лесных муравьев. Рыжие лесные муравьи, как и все представители этого рода, имеют характерный признак, по которому их можно отличить от любых других перепончатокрылых: между грудью и брюшком у них имеется тонкий стебелёк из одного или двух члеников, тогда как у всех остальных перепончатокрылых брюшко непосредственно причленяется к груди У рабочих лесных рыжих муравьев, длина которых достигает 4 – 9 мм, голова и грудь красновато – бурые, брюшко черноватое, блестящее. Муравейники их состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд, кажется, что весь это мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь поверхность муравейника не промокает и все внутренние ходы и камеры остаются сухими. Высота таких муравейников обычно составляет 0,5 - -0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Структура муравейника. Мне понадобились сведения о самом муравейнике. Для их получения я взял пакетик и метр, и мы вместе с папой отправились в лес к муравейнику. Муравейник находился недалеко от нашего дома, в лесу на склоне оврага. Лес вокруг смешанный: дуб, осина береза, множество кустарников и различных трав. Водоемов на наблюдаемой территории нет. Источником влаги служат растения и скапливающая после дождя влага. Я замерил высоту муравейника, которая оказалась равна 48см, диаметр – 97см. Определил -8- примерный наклон сторон муравейника. Южная сторона – 60’, северная – 85’, западная и восточная – 75 – 80’ Гнездо состоит из купола, внутреннего конуса, вала и подземной части. Купол состоит из мелких веточек и выполняет главным образом защитную функцию. Внешняя его часть, или покровный слой, уложен очень плотно. Я наблюдал, что даже в самый сильный дождь вода стекает с купола и промокает только его верхняя часть. Кроме того, купол хорошо защищает внутреннюю часть гнезда, как от перегрева, так и от охлаждения. Внутренний конус состоит из сравнительно крупных веточек, здесь происходит развитие расплода. Зимуют муравьи в камерах вала и подземной части гнезда. Гнезда у муравьев помогают защитить потомство от врагов, а также личинки и яйца от высыхания. Изучая устройство муравьиного гнезда и гнездостроительную деятельность рыжих муравьев, я пришел к выводу, что, проделывая ходы, муравьи рыхлят почву и облегчают доступ воздуха к корням растений. Кроме того, муравьи выделяют экскременты. Заносят в гнездо различные органические остатки и тем самым обогащают почву углеродом, азотом, калием, фосфором и другими микроэлементами. Состав и кислотность почвы вокруг муравейника Состав почвы я определил на глаз – это смесь плодородного лесного грунта и глины. Кислотность почвы я определил с помощью фенолфталеиновой бумаги. Вблизи муравейника она была красная. На расстоянии 1 м розовая и далее свой цвет она не меняла. Уплотнение почвы я определил с помощью ножа. Около муравейника нож входил плохо. Отсюда следует, что почва уплотнена. На расстоянии 1м нож входил хорошо, отсюда следует, что почва слабо уплотнена, а далее почва была, сравнительно, неуплотненной. Освещенность муравейника. Процент падающего на муравейник света, я определил путем сравнения. Так большую часть дня солнце светит на южную и восточную сторону муравейника, это, примерно, 70%, а остальные 30% остаются западной и северной сторонами муравейника. -9- Состав муравьиной семьи, разделение функций функций внутри семьи. Муравьи – это общественные насекомые, так как живут большой семьей, где различные особи выполняют строго определенные функции. Рабочие муравьи – бескрылые - они выполняют функцию строителей, т.е. строят муравейники, самцы и самки – крылатые, но крылья у них развиваются только в брачный период. Функция матки – производить потомство. Муравьи «няньки» ухаживают за маткой и заботятся о личинках. Есть еще и муравьи – солдаты – они сражаются с противниками, у них более развиты голова и мандибулы (сильно развитые верхние челюсти). На примере рыжих лесных муравьев я изучил полиморфизм – это многообразие строения особей одного вида, связанное с выполнением ими определенных функций в семье. Муравьи – это полиморфные насекомые. Чем и как питаются муравьи. У рыжих лесных муравьев дороги постоянны. Наблюдая, я заметил, что существует два типа дорог. Одни служат для передвижения муравьевсборщиков пади и ведут к деревьям, на которых расположены колонии тлей. Эти дороги сравнительно короткие и узкие, но очень оживленные. Большинство муравьев, идущих по ним к гнезду, имеют раздутое брюшко, на котором можно обнаружить сок деревьев. Другие дороги связывают муравейники-семьи. Они очень оживленные. Изучив литературу, я узнал, что первый вид дорог – это кормовые дороги. А второй вид – это обменные дороги. Для того, что бы определить, чем питаются муравьи, я выбрал одну из муравьиных тропинок, которая ведет в муравейник и начал вести учет Я выявил, чем питаются муравьи и сколько съедают за час, день, неделю, лето. В начале лета их добычей в основном были погибшие майские хрущи, нехрущи июньские, а так же зазевавшиеся мотыльки, различные мухи. В середине лета гусеницы, личинки жуков, цикады и кобылки. В конце лета – начале осени гусеницы бабочек, голые слизни, дождевые черви. Помимо этого они носили семена. Осенью, когда добычи стало не так много, я даже подкармливал муравьев гусеницами бабочки капустницы, с которыми они довольно быстро расправлялись. Отобранную у муравьев добычу я разделил группы: 1. Полезные для леса животные; на две - 10 - 2. Вредные для леса животные. К полезным животным относятся паучки, сороконожки, наездники, пчелы. Вредные – жуки, бабочки, их личинки и куколки, клопы, пилильщики, цикады, кобылки. Мухи могут быть, как вредными, так и полезными. Я пронаблюдал за тем, как муравьи расправляются со своей добычей. Для этого я подложил на тропу гусеницу и увидел, что сначала муравьи облепили ее, а затем защипали, то есть впрыснули в нее ядовитое вещество. Гусеница сначала боролась, затем перестала сопротивляться и затихла. Для того, чтобы провести учет истребляемых муравьями животных я использовал следующую методику: . Учет добычи я проводил по схеме: № муравейни ка № тро- время наблюдений Пы Продолжимесяц и часы и тельность число минуты наблюдения количество отобранных у муравьев насекомых всего полезных вредных неопределенных 1 III 10. 06 10 час 15 мин. 35 5 26 4 1 III 10. 06 14. 30 15 мин. 24 3 18 3 1 III 10. 06 19 час. 15 мин. 18 3 11 4 Допустим, за 15 минут было собрано 35 животных, тогда за час 35 * 4= 140, за день 140 * 18 = 2520 (рабочий день муравья в среднем 18 часов), за неделю 2520* 7 = 17 640, за месяц 17 640 * 30 = 529 200, за лето 529 200 * 3 = 1 587 600 - 11 - Это, конечно, не точный результат, так как сбор добычи зависит от погоды, температуры, времени сбора, от количества вредных насекомых в природе, от численности семьи, от количества личинок муравьев, основных потребителей белковой пищи. К тому же собирать добычу муравьи начинают уже в мае и заканчивают перед спячкой. В этом году в начале октября муравьи все еще трудились. Для определения количества истребленных насекомых за этот период я проделал одну учетную работу в мае, в июне, июле, августе, сентябре. Поэтому целесообразней умножать на 4 месяца 529 200 * 4 = 2 116 800 Полученные мною данные позволили мне судить о хищнической жизни муравьев. Большинство уничтоженных муравьями насекомых являются вредителями леса. Муравьи улучшают почву, перемешивая её, обогащая органическими веществами, открывая их доступ к корням деревьев, прорывая глубокие ходы в земле. Лес, где процветают муравьи, здоровый и сильный, он не угнетен набегами вредителей, богат грибами и ягодами. Муравьи собирают насекомых на земле, в траве и в корнях деревьев. За день население большой колонии может уничтожить до 100 тысяч насекомых. Опыты с рыжими лесными муравьями ОТНОШЕНИЕ МУРАВЬЕВ К РАЗМАХИВАНИЮ ПАЛОЧКОЙ. Проследив за муравьями, я подумал, а что будут делать муравьи, если провести палочкой над муравейником. Сорвав палочку, я провел ею над муравейником и заметил, что активность усилилась. Я провел над муравейником рукой несколько раз, ощутил сильный характерный запах муравьиной кислоты и усиливающийся шорох ПЕРЕНОС ДОБЫЧИ. Для проведения этого опыта, я поймал кузнечика и лишил его возможности передвигаться. Затем, я положил его на муравейник, долго ждать не пришлось, муравьи сразу же умертвили его и унесли в муравейник - 12 - ПРИГОТОВЛЕНИЕ СКЕЛЕТА Дома я взял небольшую коробочку и продел в ней множество отверстий. Я поместил в коробочку небольшую рыбку. Коробочку с рыбкой закопал неглубоко в муравейник, и обнаружил в ней безупречно приготовленный скелет рыбки ВРАЖДЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К МУРАВЬЮ ИЗ ДРУГОГО МУРАВЕЙНИКА. Этот опыт очень прост. Я взял муравья из другого муравейника и положил его к моим муравьям. Муравей – чужак тут же был атакован и убит. ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ. Этот опыт наиболее заинтересовал меня. Я разрыл муравейник до слоя, где находились муравьиные яйца. Затем в процессе наблюдения я увидел, что муравьи начали хватать яйца и уносить их в уцелевшую часть муравейника. Этот опыт жесток, но показывает наличие у муравьев заботы о потомстве. . НАЛИЧИЕ БИОЧАСОВ У МУРАВЬЯ. Этот опыт самый интересный. Я брал ватный тампон, обмазанный сиропом, И клал его перед муравейником в 12 часов каждый день. Муравьи, в каждый последующий день, уже сами выходили в это время Я сделал предположение о наличии у муравья биологических часов. Наблюдая, заметил, что на том месте, где я оставлял тампон, стояло два часовых муравья. Увидев еду, они бежали в муравейник и звали своих товарищей. Я стал помещать муравьев в банку, но и тут муравьи меня перехитрили. Они меняли пост через каждые 15 минут. Когда муравьи побежали звать своих товарищей на обед, я убрал еду. После этого муравьи больше не выходили ко мне. - 13 - ВЫВОД: Изучая муравейник, я узнал что, проделывая ходы, рыхлят почву и облегчают доступ воздуха к корням муравьи растений. Кроме того, муравьи выделяют экскременты, заносят в гнездо различные органические остатки и тем самым обогащают почву углеродом, азотом, калием, фосфором и другими микроэлементами. Муравьи улучшают почву, перемешивая её, обогащая органическими веществами, открывая их доступ к корням деревьев, прорывая глубокие ходы в земле. Теперь я очень хорошо знаю, что большинство уничтожаемых муравьями насекомых являются вредителями леса. Изучив муравейник и его обитателей, я пришел к выводу, что муравьи - это чрезвычайно полезные насекомые, они требуют бережного к ни отношения и нуждаются в нашей защите. Охраняя муравейники – мы охраняем наши леса! ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мне очень понравилось исследовать жизнь муравьев. Я узнал много нового и интересного. Я думаю, что это мне пригодится в жизни. Я хочу сказать большое спасибо моему папе, который мне очень помогал в исследовании. Свою исследовательскую деятельность я заканчивать не хочу. В данное время меня очень заинтересовали бобры, которые впервые за много лет поселились у нас на реке и даже на пруду.Я хочу узнать побольше об этих небольших, но по-видимому очень интересных зверьках. - 14 - Список использованной литературы: 1. Муравей, семья, колония. М., Наука, 1988. 2. Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: Муравьи!- М.: Агропромиздат, 1986. 3. Захаров А.А. Захаров А.А. Внутривидовые отношения у муравьев. М., Наука, 1998. 4. . 5. Козлов М.А.. Не просто букашки. Научно-художественное издание, Чебоксары, 6. Халифман И.А. Муравьи. М., Наука, 1992. 7. Детский журнал о природе «Муравейник» № 4. 1996. 8. Научно – методический журнал «Биология в школе» №3 1997, № 8 2002 9. Учебник 7 – 8 класс «Биология - животные» под ред. Б.Е. Быховского. Мамаев Б.М, Бордукова Е.А.Энтомология для учителя. – М.: Просвещение, 1985. 1

Федотова Любовь Сергеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 399» г.о. Самара.

Актуальность проекта

Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» , «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования.

Дошкольный возраст-наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.

Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.

Наблюдение - основное средство познания природы. Оно дает воз-можность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.

Во время прогулки дети увидели муравья. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания о насекомых скудные. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?» . Участие детей в проекте позволило сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цели и задачи выполненной работы

Цель: формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, способах передвижения.
  • Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.

Формы, методы работы, результаты

Работа с родителями по проекту

Консультация «Как привить любовь к природе»

Оказание помощи в подборе энциклопедий, литературе, игр.

Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за муравьями.

Продукты проекта:

  • Муравей (лепка)
  • Муравейник (рисование)

Портфолио проекта

  • Экологический альбом «Путешествие в мир муравьев»

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
  • Развитие познавательной активности, любознательности

Для педагогов:

  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
  • Создание условий для проявления воображения

Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.

Для родителей:

Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма

Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей

I этап -Подготовительный

  • Диагностика экологических знаний о насекомых-муравьях.
  • Подбор энциклопедий, журналов, литературных произведений, иллюстративного материала о насекомых, муравьях.
  • Подбор дидактических игр (лото, пазлы) , игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
  • Составление плана основного этапа.

II этап -Основной (реализация проекта)

1. Познавательные беседы по теме

Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.

2. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки и просмотр мультфильма В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» . Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей» .

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

3. Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу) .

Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников

4. НОД «Из жизни муравьев»

Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей

5. Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой» , «Муравейник» , «Муравей» (лепка) .

Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья.

6. Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать речь,

артистические способности.

7. Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»

8. Подвижные игры «Медведь и пчелы» , «День и ночь» , «Муравей и дождик» .

III результативный этап

Изготовление экологического альбома

Выставка творческих работ

Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.

Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.

Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.

Литература:

  1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии» , Ярославль. -1998г.
  2. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду» , Москва 2008г.
  3. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
  4. Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
  5. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы» , Москва. - 1992г.
  6. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
  7. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
  8. Инновационная направленность современного дошкольного образовательного учреждения / В. Н. Абушаева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 23 – 24.
  9. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д» -2005г.
  10. Раскраска Муравей [Электронный ресурс]