Покровский храм расписание. Покровское-стрешнево, храм пресвятой богородицы. Возвращение храма в РПЦ

Усадьба Покровское-Глебово-Стрешнево находится на месте пустоши Подъёлки, которая впервые упомянута в писцовых книгах 1585 г. В то время ей владел Елизар Иванович Благово, видный деятель второй половины XVI века. Своим названием пустошь, скорее всего, обязана преобладавшим в этой местности еловым лесам.

В начале XVII века владельцем пустоши становится А.Ф. Палицын, который примкнул к Лжедимитрию II, но потом перешел на сторону законных властей. В 1622 году он продал пустошь дьяку Михаилу Феофилатьевичу Данилову, который строит здесь селение. В 1629 году в селении возводится каменная "новоприбылая церковь Покров Пресвятой Богородицы, да в приделах Чудо архистратига Михаила да Алексея -чудотворца". С этого времени и начинается история села Покровское. По переписной книге 1646 года в нем числится 8 крестьянских дворов. По другим источникам, вначале Покровская церковь была деревянной, каменный храм был построен позже, в 1646 г.

После смерти дьяка Данилова усадьбой недолгое время владеет Ф.К. Елизаров. В 1664 году он продает Покровское-Подъелки Родиону Матвеевичу Стрешневу. В это время в селе насчитывается уже 220 дворов. Стрешневы владели усадьбой в течение 250 лет. Этот род был незнатным до 1626 года, когда на Евдокии Лукьяновне Стрешневой женился царь Михаил Федорович Романов. От этого брака было 10 детей, в том числе будущий царь Алексей Михайлович. С тех пор род выдвинулся и занял видное место в придворной иерархии. Одна из владелиц Покровского, Елизавета Петровна Стрешнева, вышла замуж за Федора Ивановича Глебова и в 1803 году добилась для своей семьи разрешения именоваться двойной фамилией: Стрешневы-Глебовы. После этого село Покровское-Стрешнево получило еще одно название Покровское-Глебово.

В начале XIX века в окрестностях Покровского сдавались "домики для летнего жилья со всякою к ним принадлежностию". Дачи в Покровском всегда считались фешенебельными и были очень дороги. В 1807 году здесь жил Н.М.Карамзин, который работал над "Историей Государства Российского". В 1856 году Покровское-Стрешнево посещал Л.Н. Толстой, который навещал там Любовь Берс. Впоследствии он женился на одной из ее дочерей - Софье Андреевне.

Покровская церковь - самое старинное здание в этом районе. Построенная в начале XVII века, она много раз перестраивалась, отражая своим обликом доминирующие архитектурные направления разных времен. В середине XVIII века ей были приданы пышные черты стиля барокко и пристроена трапезная. А c 1822 года храм стоял, перестроенный в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектические формы. Колокольня построена в 1770-х гг. Церковная ограда с парадным въездом и угловыми башнями сооружена в конце XVIII в.

После революции 1917 года в усадьбе был организован музей. В 30-е годы XX века музей и церковь были закрыты, колокольня церкви частично разрушена.

Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 г.



Каменная церковь в усадьбе Покровском-Стрешнево сооружена в первой трети XVII века дьяком Разрядного приказа Михаилом Феофилатьевичем Даниловым. Впервые она упоминается в приходных книгах Патриаршего Казенного приказа 1629 г.: «...новоприбылая церковь Покрова Святей Богородицы, да в приделах Чуда Архистратига Михаила, да Алексия Чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском - Подъелки». Церковь была построена не ранее 1622 г., коrда М.Ф. Данилов приобрел «пустошь на реке Чернушке» у боярского сына Андрея Федоровича Палицына, одного из «перелетчиков», присягнувших Лжедимитрию II, чей Тушинский лагерь располагался в 1608 г. за речкой Химкой всего в паре верст от Подъелок.

Сильно искаженная многочисленными перестройками и ремонтами XVIII-XIX вв., церковь практически утратила характер своей первоначальной архитектуры. Исследования, проведенные в ходе реставрационных работ 1930-х гг., позволили предположительно реконструировать ее облик в XVII столетии. Небольшое по размерам здание состояло из приземистого четверика основного объема и трапезной с западной стороны.

Существует мнение, что церковь была построена в самом начале XVII в., а около 1629 г. к ней лишь была пристроена трапезная. Интересно, что последующие владельцы усадьбы также предпочитали считать свою церковь более древней. В бумагах генерал-аншефа Петра Ивановича Стрешнева есть упоминание о надписи, которую в 1770 г. он распорядился сделать на северной стороне храма: «В лето от сотворения мира 7108, от Рождества Христова 1600 в подмосковной вотчине в селе Покровском сооружена сия святая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и освящена октября в 1 день и после 1770 года через 170 лет как видима, нерушима в совершенной крепости стоит». Это свидетельство, однако, не находит подтверждения в известных письменных источниках, и вопрос о точной дате сооружения здания остается открытым.

Первая капитальная перестройка церкви, в результате которой ее архитектура приобрела барочные черты, сохранившиеся до сих пор, была сделана в 1750 г. по инициативе тогдашнего владельца усадьбы Петра Ивановича Стрешнева. Плановая конфигурация здания была оставлена без изменений; гладкие лопатки на фасадах сменили пилястры из грубо отесанного природного камня; световые окна были расширены, получив характерные для середины XVII столетия ленточные наличники с замковыми камнями; вместо «горки» кокошников появилась простая четырехскатная крыша. Тогда же в трапезной были упразднены оба придела - Чуда Архистратига Михаила и Алексия Чудотворца, и церковь стала однопрестольной. Несколько позднее, вероятно, в 1760-х гг. композиция здания была дополнена трехъярусной колокольней, сооруженной П.И. Стрешневым с западной стороны трапезной. До этого колокола висели на деревянных столбах. В таком виде церковь просуществовала почти до конца XIX в., претерпевая незначительные изменения в ходе периодических ремонтов.

Во время наполеоновского нашествия в усадьбе стоял отряд французских драгун, церковь была осквернена - в ней была устроена конюшня. Храм переосвятили в 1812 г. сразу после разгрома французов и контрнаступления русских войск.

Во второй половине ХIХ в. небольшой храм перестал соответствовать нуждам значительно увеличившегося прихода. Владелица усадьбы княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, не желая перестраивать древнюю церковь, на протяжении ряда лет безуспешно пыталась добиться от епархиальных властей разрешения приписать часть прихожан Покровской церкви к другому приходу. В 1894 г. по просьбе прихожан села Покровское-Подъелки Московская Духовная Консистория направляет прошение в Строительное отделение при Московском Губернском Правлении о расширении церкви. Проект реконструкции, выполненной классным архитектором Георгием Александровичем Кайзером еще в 1886 г., был одобрен Строительным отделением 25 апреля 1896 г. Согласно проекту, старая трапезная была разобрана практически полностью (сохранился только небольшой фрагмент ее западной стены, примыкающий к колокольне). Были пристроены два новых придела - Святителя Николая Чудотворца и Святых Апостолов Петра и Павла. Все работы по перестройке финансировал П.П. Боткин, член товарищества чайной торговли «Петр Боткин и сыновья», снимавший в Покровском дачу. Возможно, придел Петра и Павла соответствовал его небесному покровителю. В 1905 г. художник С.К. Варов расписал стены и потолок церкви живописью. В 1925 г. живопись была промыта и поновлена художником-реставратором А.Я. Вашуровым, специалистом по древнерусскому искусству.

В 1931 г. протоколом заседания Мособлисполкома церковь решено было закрыть. Есть, однако, и свидетельства, что она была закрыта по распоряжению ВЦИК от 1932 г. Тогдашнего настоятеля храма, священника отца Петра (Вележева) арестовали и продержали три года в тюрьме.

После Великой Отечественной войны в храме размещалась топливная лаборатория НИИ гражданской авиации - был разобран верхний ярус колокольни, утрачена глава храма, по сторонам трапезной сделаны кирпичные пристройки. Полностью было утрачено оформление интерьера. К концу 1970-х - началу 1980-х гг. некоторые проемы были расширены, на фасадах наблюдалось выветривание лицевой поверхности кирпичной кладки, часть деталей фасадного декора была потеряна. Реставрационные работы на памятнике велись в конце 1980-х - начале 1990-х гг. объединением «Росреставрация». Автор проекта - архитектор С.А. Киселев. В ходе реставрации были уничтожены поздние пристройки, восстановлены верхний ярус и завершение колокольни, глава храма, а также растесанные оконные проемы и детали фасадного декора.

В 1992 г. постановлением правительства храм Покрова Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви, начался сбор средств на ее восстановление. 6 декабря 1993 г. храм был освящен. За зиму 1994 г. были заменены кровли и установлен купол и крест.

http://uspenie.strogino.ru/frame/hrami/



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе, Подъёлки тож.

По писцовым книгам Московского уезда, Горетова стана 1584 г. значится: «за Елизарием Ивановичем Благово в вотчине, что прежде было пустошь, что была деревня Подъёлки». В 1622 г. она продана дьяку Михаилу Данилову Андреем Палицыным. При дьяке Данилове пустошь Подъелки стала деревнею, в ней находился двор с деловыми людьми.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Михаила Архангела и св. Алексия чудотворца была построена в деревне Подъелках каменная около 1629 г. при владельце Михаиле Данилове, отчего деревня и получила название по церкви Покровское-Подъелки. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1629 г. написано: «Новоприбылая церковь Покров Святой Богородицы, да в приделах Чудо-Архистратига Михаила да Алексея чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском-Подъелки; дани положено 10 денег, по наказу гривна; того же села Покровского с ружного попа дани взято впервые».

В переписных книгах 1646 г. записано: «за думным дьяком Михаилом Даниловым сыном Фефилатьевым село Покровское, Подъелки тож, а в нем церковь Покрова Пресвятой Богородицы каменная, а у церкви во дворе поп Симеон, да келья просвирницы, да 8 дворов крестьянских, людей в них 26 человек».

В 1678 г. это село с деревнею Оносьино принадлежало боярину Родиону Матвеевичу Стрешневу, в селе числилось «9 человек кабальных людей, 10 семей работников, двор приказчика, двор крестьянский, двор бобыльский, в деревне, что была пустошь Оносьино, Обложники тож, на мельничных дворах кабальных 3 человека, работников возоков и деловых 9 семей, крестьянских 4 двора, бобыльских 4 двора, и всего 94 человека».

В писцовых книгах Московского уезда за 1685-86 гг. значится: «за боярином Родионом Матвеевичем Стрешневым вотчина, что преж сего была за думным дьяком Михаилом Даниловым, село Покровское, Подъелки тож, а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделах Чудо-Архистратига Михаила да чудотворца Алексея митрополита каменная, строение вотчинниково, у церкви двор попов пуст, да в том же селе двор вотчинников, в нем кабальных и деловых людей 4 человека, двор крестьянский, двор бобыльский... из дач села Покровского отмерено вновь к церкви пашенной земли 10 четвертей в поле, сена 10 копен».

После Р.М. Стрешнева село Подъелки с деревнею в 1687 г. досталось сыну его Ивану Родионовичу. В селе Покровском в 1704 г. состояли: двор вотчинников, в нем приказчик и конюх, двор скотный, в нем 4 человека, 9 дворов крестьянских, в них 34 человека. После Ивана Родионовича Стрешнева селом владел с 1739 г. его сын Петр, по разделу с родным братом Василием Ивановичем Стрешневым.

В приходных книгах Синодального казенного приказа за 1735 г. значится: «с церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Подъелках, Покровское тож, на подмогу полковым попам на 1734 г. по 10 коп. взято».

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 170-174

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Покровское-Глебово-Стрешнево, Подъелки тож, на реке Чернушке

Волоколамское шоссе, 52

"Владельцы: Е. И. Благово - 1584 г.; А. Ф. Палицына - 1622 г.; М. Ф. Данилова - 1622-1640 гг.; Стрешневы (Глебовы-Стрешневы; Шаховские-Глебовы-Стрешневы) - с 1678 по 1917 г.".

"Покровское-Стрешнево более двух столетий находилось в руках одного рода - семьи бояр Стрешневых".

"В 1584 г. здесь в вотчине Е. И. Благово значилась пустошь, что была деревня Подъелки, прежде принадлежавшая С. и Ф. Тушиным. В 1622 г. пустошь была продана А. Ф. Палицыным дьяку М. Д. Феофилактову, который сделал ее деревней. Около 1629 г. он построил каменную церковь Покрова с приделами Чуда архангела Михаила и Алексея митр. Село стало называться Покровское, Подъелки тож, на речке на Чернушке. В 1678 г. село принадлежало Р. М. Стрешневу, с 1739 г. его внуку Петру Ивановичу. Нынешняя главная церковь, по клировым ведомостям, построена в 1750 г. Она не имеет абсиды и старого кладбища вокруг - возможно, П. И. Стрешнев отдал под храм какое-то хозяйственное строение. Колокольня также 1750 г. с позднейшим верхом. Около 1880 г. местный дачник П. П. Боткин выстроил трапезную с двумя приделами - Петра и Павла и Николая Чудотворца".

Главный дом усадьбы, деревянный, 1760-х гг. в конце XIX в. столетия был обстроен последней владелицей имения миллионершей Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой с двух сторон обширными зданиями в романтически-русском стиле, вокруг поставлена ограда с башнями и др. По воспоминаниям старожилов, в парке была система прудов и аллеи, украшенные статуями. Той же владелице принадлежало обширное строение с театром на Б. Никитской, ныне ул. Герцена 19 (с 1990-х гг. опять Б. Никитская. - П. П.), где находился также даже караимский храм-кенаса.

Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева после 1917 г. эмигрировала и умерла заграницей, а в национализированном ее родовом имении в 1928 г. устроен музей; выпущено несколько путеводителей . Музей был назван "Дворянская усадьба" и в "Иллюстрированном путеводителе по окрестностям Москвы" 1926 г. под ред. Ю. С. Розенберга описывался в таком духе: "В Покровском-Стрешневе вспоминаются рассказы о причудах последней владелицы усадьбы. Громадное богатство, сосредоточенное в ее руках, удовлетворяло все ее прихоти вплоть до собственного вагона для поездок по Европе и собственной яхты для прогулок по Средиземному морю. Жизнь дворян типа Стрешневых, далекая от полезного труда, в нездоровой атмосфере, способствовала развитию самодурства, чудачества, покоившихся на эксплуатации трудящихся и знаменующих вырождение этого (? - П. П.) класса. Превосходный вид на лесистую долину речки Химки, протекающей вблизи усадьбы, оставляет впечатление, как от всего Покровского-Стрешнева, говорящее об очаровывающих красотах...".

Дом имения был особенно замечателен хорошей коллекцией картин, а в парке славился павильон "Елизаветино" в стиле классицизма 1775 г., занятый в 1924 г. "здравницей для детей Мосздравотдела" и впоследствии снесенный - хотя он считался наиболее выдающейся постройкой всей усадьбы. Любопытно, что горка, где он стоял, до сих пор называется местными жителями "Елизаветой".

С 1930-х гг. музей наряду с немалым числом других районных музеев был закрыт и разорен; часть обстановки удалось спасти - она попала в Гос. Исторический музей.

В 1967 г. имение занимал дом отдыха военных летчиков. В 1970-х гг. в храме помещался НИИ гражданской авиации с лабораторией, а главный дом делили тот же НИИ и НИИ Министерства сельскохозяйственного строительства РСФСР. Наконец, с начала 1980-х гг. все они были выселены, имение обнесено бетонным забором там, где не сохранилась ограда конца XIX в., и весь комплекс отдан под устройство Дома приемов министерства гражданской авиации. Вход посетителям воспрещен.

Храм был обезглавлен, колокольня сломана до 2 яруса, с первого взгляда здание вообще трудно было опознать в качестве церковного. Внутри все переоборудовано.

Комплекс имения стоит на государственной охране под № 235 и включает в себя: "главный дом, деревянный, 1760-х гг., с пристройками конца XIX в.; оранжерею, конца XVIII - начала XIX в.; церковь, 1750-х гг., конца XIX в.; ограду с парадными арочными воротами и башнями, конца XIX в.; парк в 117,5 га с прудами, XVIII в.".

В самом ближнем к главному дому пруду посреди имеется искусственный остров. Под горой "Елизаветой" издавна сквозь песчаные слои почвы пробивается святой источник, который при урегулировании парка в 1970-е гг. был "оформлен": выход заключен в трубу, сверху из битого кафеля выложена фигурка "Лебедь", по которой и попытались переименовать ключ, назвав его уже при том не святым, а "минерально-целебным" в специально укрепленной надписи. Однако, новое название не прививается, и к роднику, куда ежедневно спешат сотни людей с емкостями, под Богоявление ночью неизменно собирается православный люд и поет молитвословия праздника.

До последнего времени рядом находился очень нарядный павильон станции Рижской железной дороги "Покровское-Стрешнево", выстроенный в 1900-е гг. из дерева в стиле модерн академиком архитектуры Бржозовским. В 1984 г. павильон принялись ломать; после протестов Общества охраны памятников слом был приостановлен, но крыша уже содрана, и здание, которому никак не могли найти нового хозяина, было предоставлено всем ветрам. К 1990 г. оно рухнуло.

Покровское-Стрешнево находится в черте города с 1919 г.

С 1992 г. начали собирать средства на восстановление храма, который является приписным к ц. Всех Святых на Соколе.

Богослужения в приделе храма возобновлены в 1994 г.

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1886. Вып. 3. Загородская десятина. С. 187.

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 73.

Александровский М. И. Покровское-Стрешнево. - Рукопись. М., 1936. 27 л. // ОПИ Гос. Ист. Музея. Фонд 465. Ед. Хранения 12.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 98. № 626 (еще без приделов).

Згура В., Лазаревский И. Подмосковные музеи. М.-Л. Вып. 4. 1925.

Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 354.

Николаев Е. В. Классическая Москва. М., 1975 (раздел в статье "Улица Герцена", посвященный истории владения № 19, принадлежавшего до 1918 г. Евдокии Федоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой).

Сивков К. В. Покровское-Стрешнево. Путеводитель по музею. М., 1927 (только об усадьбе, о храме ни слова).

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 105.

Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы. / Под ред. Ю. С. Розенберга. М., 1926. С. 277-279.

Москва: Энциклопедия. М., 1980. С. 511.

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Название усадьбы соединило в себе двойную фамилию её многолетних владельцев – Глебовых-Стрешневых – и старое наименование села – Покровское. Последнее было дано по местной церкви, которая сохраняется и сегодня.

В конце XVI века здесь располагалась деревня Подъелки, принадлежавшая роду Тушиных и перешедшая в вотчину Е.И. Благово. После Смутного времени хозяева земли ещё раз поменялись: в 1629 году дьяк М.Д. Феофилактов построил здесь каменную церковь Покрова Богородицы с приделами во имя Чуда Архистратига Михаила и в честь святого митрополита Алексия, после чего село на картах стало обозначаться как Покровское. В 1678 году владение перешло к боярину Родиону Стрешневу – его потомкам оно будет принадлежать вплоть до революции. Однако сама фамилия со временем стала длиннее: в XVIII веке прямая линия Стрешневых пресеклась и род начал именоваться Глебовыми-Стрешневыми. Когда в XIX веке линия снова прервалась, то фамилия стала уже тройной – Шаховские-Глебовы-Стрешневы.

Согласно клировым ведомостям, существующая церковь построена в 1750 году на новом месте, но со старым посвящением. Есть предположение, что изначально это была хозяйственная постройка, приспособленная под церковь. По другой версии, в том же 1750 году произошла капитальная перестройка старой церкви, в результате которой она получила барочный декор, утратив узкие окна и завершение кокошниками, вместо которого была поставлена обычная четырехскатная кровля (аналогом церкви до перестройки мог служить Казанский собор на Красной площади). Трехъярусная колокольня со шпилем построена в то же время с западной стороны. Трапезная с приделами святых Петра и Павла и святого Николая Чудотворца создана в 1886 году по проекту архитектора Г.А. Кайзера на пожертвования местного дачника Петра Боткина (известного московского чаеторговца), причем первый придел был освящен в честь святого покровителя ктитора.

После революции в главном доме Шаховских-Глебовых-Стрешневых был создан музей «Дворянская усадьба», экспозиция которого отражала жизнь и быт аристократии в России XVIII‑XIX веков. В начале 1930‑х годов он оказался закрыт, многие из его экспонатов пропали и были проданы за границу, лишь часть из них перенесена в Исторический музей. Тогда же, около 1932 года, была закрыта и церковь Покрова, а вся территория перешла в ведение военного ведомства.

В главном доме позднее разместился дом отдыха военных летчиков, а в храме располагался НИИ гражданской авиации с лабораторией. Здание лишилось крестов и глав, внутреннее убранство было уничтожено, разгорожены новые помещения. Восстановление церкви началось в 1992 году, а в следующем году здесь были проведены первые после долгого перерыва богослужения.

Сегодня церковь Покрова Богородицы – единственная часть ансамбля усадьбы Покровское-Глебово-Стрешнево, доступная для осмотра и посещения. Остальная территория огорожена и никак не используется, усадебные постройки пустуют и разрушаются.

Храм был построен в 1646 г.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1629 г. От нее ведет свое начало история села Покровское. Название местности пошло от фамилий собственников усадьбы и земли — Стрешневых. После породнения двух дворянских фамилий в названии в 1803 г. стала упоминаться двойная фамилия Стрешневы-Глебовы. А село Покровское-Стрешнево получило еще одно название — Покровское-Глебово.

Покровская церковь много раз перестраивалась. После революции 1917 г. в усадьбе был организован музей. В 30-е гг. 20 века музей и церковь были закрыты, колокольня церкви частично разрушена. Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 г.

Покровское-Стрешнево – древнее подмосковное село. Чтобы увидеть Покровскую церковь, необходимо пройти через усадебные ворота, издали напоминающие монастырские. Нынешний вид храма мало что говорит о его почтенной древности, но в самом названии старой местности, в небольших фрагментах сохранившейся древней кладки – глубокая история.

В приходных книгах Патриаршего Казенного приказа за 1629 год значится «новоприбылая церковь Покров Святей Богородицы, да в приделах Чуда Архистратига Михаила, да Алексия Чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском-Подъелки». Церковь была каменной. Слово «новоприбылая», скорее всего, указывает на то, что она построена совсем недавно.

Вопрос о времени строительства храма осложняется записью последующих владельцев усадьбы Стрешневых. В 1770 году генерал-аншеф Петр Иванович Стрешнев велел на северной стене обновленной церкви сделать надпись: «В лето от создания мира 7108, от Рождества Христова 1600 в подмосковной вотчине в селе Покровском сооружена сия святая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и освящена октября в 1 день и после 1770 года через 170 лет как видима, нерушима в совершенной крепости стоит». Из каких источников были почерпнуты эти сведения, сейчас сказать трудно. Видимо, генерал решил округлить дату, состарив здание на 29 лет.

После смерти Михаила Даниловича его вдова в 1651 году продала Покровское окольничему Федору Кузьмичу Елизарову; последний же в 1664 году уступил село другому окольничему – Родиону Матвеевичу Стрешневу, который успел послужить четырем первым царям из династии Романовых, а у молодого Петра Алексеевича был дядькой (воспитателем). С тех пор и до советского периода оно принадлежало роду Стрешневых.

Архивные материалы XVIII века по истории подмосковных усадебных церквей немногочисленны и лаконичны; краткие сведения о храмах мы находим порой в более поздних источниках или в личных (фамильных) фондах. Так, во многих клировых ведомостях XIX столетия в обязательном разделе, посвященном дате строительства, указывается, что время возведения Покровской церкви 1750 год. Возникает вопрос: если храм построен в этом году, то куда делся каменный, построенный всего 120 лет назад? Возможно ли было до основания снести хотя и небольшое, но кирпичное сооружение? На эти вопросы архивные источники прямого ответа не дают, поэтому историки и архитекторы встают на путь предположений и натурных исследований, в результате которых было выяснено, что четверик храма в своей основе возведен в XVII веке, а множество перестроек, переделок и ремонтов исказили внешний облик раннего храма до неузнаваемости. Ближайшей по времени аналогией Покровской церкви может служить построенный на Красной площади в память победы над поляками Казанский собор (1620–1636).

Конечно, триумфальные формы Казанского собора гораздо ярче, но основные архитектурные черты, воплощенные в нем, могли принадлежать небольшому усадебному церковному зданию с бесстолпным внутренним пространством и небольшим помещением трапезной.

Со временем вкусы изменились, и генерал П.И. Стрешнев решил воссоздать храм в духе модного тогда барокко. Плановую структуру древнего здания сохранили, лишь переделав его завершение, заменили пирамиду кокошников на четырехскатную кровлю, растесали старые узкие окна, дополнив их обрамления скромными барочными наличниками. Храм был скорее обновлен, чем возведен заново. Тогда же или несколько позже, в 1760-х годах, была построена новая колокольня. До этого колокола висели на деревянных столбах. Но факт капитального ремонта и переосвящения в 1750 году имел место, и в поздних клировых ведомостях эту дату стали давать как время строительства.

После смерти Петра Ивановича в 1771 году усадьба перешла в руки его дочери Елизаветы Петровны.
Покровское пострадало во время войны 1812 года. В помещении церкви французами была устроена конюшня. Однако имущество церкви уцелело, и вскоре она была переосвящена. По заголовку несохранившегося дела от 1822 года мы узнаём о ремонте храма в это время.

По смерти Елизаветы Петровны в 1837 году поместье перешло к ее внуку гвардии полковнику Евграфу Петровичу Глебову-Стрешневу, а затем к племяннице последнего Евгении Федоровне Бревен, которая вышла замуж за князя Михаила Валентиновича Шаховского. Поскольку мужская ветвь рода Глебовых-Стрешневых прерывалась, в 1866 году было разрешено присоединить эту двойную фамилию к фамилии князя. Шаховские-Глебовы-Стрешневы - так теперь стало именоваться древнее семейство.
Перестроенный в 1750 году, но почти не получивший дополнительных помещений храм к этому времени уже не мог вместить всех молящихся, тем более что в летнее время в окрестности Покровского наезжало много дачников, считавших эти места особенно престижными. Княгиня Шаховская по-своему пыталась решить эту проблему. С 1867 года, не желая расширять храм, она добивалась присоединения прихода к Знаменскому храму села Аксиньина, находившемуся во многих километрах от Покровского. Церковное начальство поддержало не желавших ходить в дальний храм крестьян, и, наконец, при финансовой помощи богатого местного дачника П.П. Боткина решено было приступить к расширению Покровской церкви.

Выполнение проекта было поручено Г.А. Кайзеру. После проведения работ помещение увеличилось почти в два раза. Приделы, находившиеся некогда в небольшой трапезной и упраздненные в XVIII столетии ради экономии места, теперь вновь появились в боковых частях. Один из них был посвящен святым апостолам Петру и Павлу, а другой Николаю Чудотворцу.

В начале XX столетия приход церкви вместе с сельцом Никольским и деревнями Иваньково и Захарково составлял уже 1261 человек. В штате расширенной церкви числились священник и два псаломщика. Должность священника с 1902 года справлял Петр Михайлович Вележев. С 1911 года он возглавлял церковно-приходскую школу и состоял там законоучителем, позже преподавал в земском и железнодорожном училищах и за труды по народному образованию в 1913 году получил вторую серебряную медаль.

После 1917 года спокойные времена для церкви кончились. В 1922 году из нее изъяли в Гохран в фонд помощи голодающим богослужебную утварь. В 1931 году протоколом заседания Мособлисполкома по стандартному и лживому обвинению, что Покровская церковь посещается очень малым количеством верующих, в то время как существует острая необходимость в помещении для культурно-просветительской работы, церковь решено было закрыть. Священника Петра Вележева арестовали и продержали три года в тюрьме.

В 1933 году на территории усадьбы разместился дом отдыха для сотрудников Гражданского аэрофлота. После войны церковь приспособили под лабораторию, снесли главу и колокольню до второго яруса, значительно переоборудовали интерьеры. В 1960-е годы основные помещения усадьбы использовались под дом отдыха военных летчиков, в 70-е годы в храме размещалась лаборатория НИИ гражданской авиации.
В парке под горой «Елизаветой» издавна был святой источник. В 1970-е годы его заключили в трубу, а сверху из битого кафеля выложили фигуру лебедя. Однако новое название источника приживается с трудом, и к роднику за святой водой ежедневно приходят жители соседних мест, а под Богоявление ночью неизменно собирается православный люд.

В 1992 году постановлением Правительства Москвы храм Покрова Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви. Начался сбор средств на восстановление. В сентябре 1993 года протоиереем Борисом Малевичем был отслужен молебен «На начало всякого доброго дела». Первое время православные собирались на молебен по воскресеньям при еще не заделанных окнах.

6 декабря 1993 года храм был освящен полным чином. Много труда и средств вложили в свой храм прихожане. За зиму 1994 года были заменены кровли и установлен купол и крест.

Церковь приписана к храму Всех Святых во Всехсвятском. Среди святынь – икона Покрова Божией Матери, чтимая икона святителя Николая Чудотворца, мощевик с мощами нескольких святых.

По книге « Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда». Москва:
Издательский дом «Знаменское», 2000.

Фотографии в тексте — Дмитрия Ломанова

Храм в Покровском-Стрешнево является одной из ныне действующих культурных площадок. На ее основе проводится множество различных мероприятий, направленных на проведение досуга в столице нашей страны. Гостей города храм привлекает как уникальный памятник архитектуры и культуры, его посещение входит практически во все экскурсионные программы по Москве. Кроме того, это центр духовной жизни, место, где встречаются верующие и проводятся богослужения.

История создания храма

На месте усадьбы, где сегодня расположен храм Покрова Богородицы в Покровском-Стрешнево, в прошлом была пустошь Подъелки, которая впервые упоминается в документах, относящихся к 1585 году. В те далекие времена местечко принадлежало Елизару Благово — довольно известному человеку. Название свое пустошь, по всей вероятности, получила от густых еловых лесов, которые преобладали в этой местности.

Первый храм в Покровском-Стрешневе был построен в начале XVII века по инициативе дьяка М. Ф. Данилова. Об этой церкви впервые упоминается в 1629 году. По мнению некоторых ученых, церковь была сооружена в 1620 году, когда М. Ф. Данилов приобрел эти земли у родственников боярина А. Ф. Палицына. Есть версия, что храм в Покровском-Стрешневе был построен на несколько десятилетий раньше, а в 1629 году к нему лишь пристроили трапезную.

С этой версией соглашались и хозяева усадьбы, которые владели ею значительно позже. Вместе с тем точная дата возведения храма до сих пор неизвестна. В период с начала XVIII по конец XIX века храм в Покровском-Стрешневе многократно перестраивался и практически утратил свою первоначальную архитектуру.

Исследования, которые проводились в ходе реставрационных работ в тридцатых годах прошлого века, позволили восстановить его предположительный облик в XVII веке.

Особенности храма

В отличие от многих культовых построек того времени, не имеет алтарного выступа на восточном фасаде. Сомкнутый сводом четверик завершался «горкой» кокошников, которые венчала одна глава. Широкие лопатки делили равномерно его фасады на три прясла; дверной проем был устроен в центре северного фасада.

Еще одна особенность церкви — небольшие узкие вентиляционные окна, которые располагались на восточном фасаде, соседствуя со световыми окнами. Одно из подобных стрельчатых окошек сохранилось и сегодня на восточном фасаде храма между двух световых окон, которые позднее были расширены.

Археологи в ходе раскопок обнаружили под полом храма основания двух кирпичных столбов, которые конструктивно неоправданны для такого объема. Это позволило исследователям предположить, что начальный более масштабный проект в ходе строительства по неизвестным причинам был изменен. Стены храма были оштукатурены значительно позже, поэтому изначально цвет красного кирпича контрастировал с белыми архитектурными деталями.

Наибольший интерес представляет древняя часть, которая относится к началу XVIII века. Здесь и сегодня можно увидеть элементы, присущие петровскому времени. При сохранении композиции, которая сложилась в русской архитектуре в конце XVII века, продолжалась детальная разработка архитектурно-декоративных форм, что явно подчеркивает зависимость от западноевропейского влияния.

Перестройка храма

П. И. Стрешнев - владелец усадьбы - в 1750 году начал перестройку храма Покрова в Покровском-Стрешневе, в ходе которого строение обрело черты барокко. Однако плановая конфигурация здания на тот момент осталась прежней. Спустя десять лет к храму пристроили колокольню (трехъярусную). После этого церковь почти не меняла внешнего облика до конца XIX века.

Храм в XIX веке

Во времена нашествия французов последним было захвачено Покровское-Стрешнево. Храм был осквернен — в нем устроили конюшню. После победы над захватчиками (1812 г.) его переосвятили. Немного позже перестроили колокольню, точнее ее верхний ярус.

Спустя десять лет (1822) церковь перестроили в стиле ампир. Эклектические элементы появились в архитектурном облике строения в 1896 году.

Стрешневы — владельцы усадьбы

Во второй половине XIX века приход значительно увеличился. В то время владела усадьбой княгиня Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева. Она не планировала расширять древний храм, а потому ею были предприняты попытки закрепить часть прихожан к другому приходу. Однако ей этого не удалось сделать.

Необходимо отметить, что Стрешневы являлись владельцами усадьбы на протяжении двух с половиной веков. Этот был незнатный до 1626 года род. Но затем на Е. Л. Стрешневой женился Михаил Федорович Романов — русский царь. В этом браке родилось десять детей, включая и Алексея Михайловича — будущего русского царя. С тех пор род занял заметное место в придворной иерархии.

Е. П. Стрешнева - одна из владелиц усадьбы - вышла замуж за Ф. И. Глебова. В 1803 году ей удалось добиться для своей семьи права носить двойную фамилию: Стрешневы-Глебовы. Таким образом и селение получило еще одно название — Покровское-Глебово.

Прошение в Московскую духовную консисторию о расширении церкви подали в 1894 году прихожане Покровского-Стрешнева. Храм начали перестраивать: демонтировали старую трапезную, построили два новых придела — апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца. Средства на эти работы выделил зажиточный купец П. П. Боткин, уважаемый в городе человек, член товарищества «Петр Боткин и сыновья», занимавшегося чайной торговлей. В 1905 году церковные стены и потолок были расписаны.

Послереволюционный период

В двадцатые годы прошлого века в усадьбе был оборудован музей. Но не прошло и десяти лет, как и музей, и храм закрыли, колокольня была частично разрушена. Немного позже здание было передано Министерству авиации. В 1931 году Мособлисполком постановил закрыть Покровский храм в Покровском-Стрешневе. Отец Петр — настоятель храма, был арестован, и дальнейшая его судьба неизвестна.

После войны с фашистской Германией (1941-1945) храм в Покровском-Стрешневе отдали топливной лаборатории, относящейся к НИИ гражданской авиации. С этого момента и вплоть до конца восьмидесятых годов прошлого столетия внешний облик храма существенно изменился: была утрачена глава храма и первоначальное оформление интерьера, был разобран самый верхний ярус колокольни, немного позднее специалисты обнаружили на фасадах выветривание поверхности кирпичной кладки, заметно изменились элементы фасадного декора.

Возвращение храма в РПЦ

Правительство России своим решением в 1992 году передало храм Русской православной церкви. В это время началась масштабная кампания по сбору пожертвований на восстановление храма Покрова в Покровском-Стрешневе. В декабре 1993 года храм освятили полным чином.

Много средств, а также физических и духовных сил вложили в возрождение своего городского храма прихожане. Только за зиму 1994 года была полностью заменена кровля и установлены крест и купол. Уже на Рождество 1995 года для одиноких пожилых людей при храме было организовано представление с выступлением детских коллективов, а также вручение подарков.

Запомнился прихожанам и праздник Святого Богоявления, который прошел в храме в 1995 году. После Литургии прихожане проследовали крестным ходом на Иордань, и отец Геннадий (Трохин) освятил в парке источник.

Пресвятой Богородицы: реставрация

Реставрационные работы начались в храме в конце восьмидесятых годов под патронатом компании «Росреставрация». Проект реставрации разработал известный российский архитектор С. А. Киселев. В ходе работ были восстановлены ключевые архитектурные фрагменты здания, большинство элементов декора.

Существующий в наши дни в храме иконостас (двухъярусный) оформлен иконами, которые были написаны в Художественном предприятии РПЦ в Софрине, в стиле цветных литографий, имитирующих древнерусскую живопись. Иконостас установлен в 1996 году. Интерьеры заново расписали в период с 1988 по 2000 год.

Работы по восстановлению и реставрации древнего храма не прекращаются и в настоящее время. В мае 2006 года силами белорусских специалистов во главе с С. И. Бышневым завершили работу над последней из трех великолепных мозаичных фресок, расположенных на фасаде храма.

В 2015 году подрядная организация ООО «Промпроект» на выделенные из бюджета Москвы средства укрепила гидроизоляцию фундаментов, был отреставрирован белокаменный цоколь, возвращена фасадам их историческая цветовая гамма, восстановлены мраморные наливные полы, отреставрированы окна и двери из дуба.

Храм в Покровском-Стрешневе много раз менял свой внешний облик. Но несмотря на это, он является бесценным историко-архитектурным памятником, образцом вотчинного храма, относящимся к началу XVII века. сегодня находится под защитой государства как ценнейший памятник архитектуры. Он вошел в культурно-просветительский комплекс «Покровское-Глебово-Стрешнево».

Осенью 2011 года патриарх Кирилл присвоил древнему храму почетный статус патриаршего подворья. В церкви хранятся святыни:

  • иконы Покрова Богородицы и Чудотворца Николая;
  • риза Покрова Богородицы;
  • мощевики.

Адрес и режим работы

Храм находится по адресу: Покровское-Стрешнево, Волоколамское шоссе, 52, к 1 (рядом со станцией метро «Щукинская»). Храм работает ежедневно с 8.00 до 20.00. В воскресенье утренняя служба начинается в 7.00.