Существительные не имеющие соотносительной формы числа. Существительные, имеющие коррелятивные формы числа. Существительные только единственного числа: примеры собирательных

Большая часть имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом - дома, книга - книги, озеро - озёра.

В некоторых случаях наряду с формами множественного числа для выражения множественности могут использоваться и формы единственного числа (с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (Л.); В саду служанки, на гряда х, сбирали ягоду в кустах (П.).

Иногда форма множественного числа не указывает на множественность предметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева, веселые времена (ср. вологодское кружево, веселое время).

Некоторые имена существительные имеют формы и единственного и множественного числа, но употребляются преимущественно в форме множественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляется единственному): вожжи, лыжи, сплетни.

Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеют или только формы единственного числа (так называемые singularia tantum) или только формы множественного числа (так называемые pluralia tantum). У таких существительных форма числа не имеет соотносительного значения единственности и множественности предметов.

Существительные, имеющие только формы единственного числа

Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:

1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь.

Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;



2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;

3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.

Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти;

4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы, бритья Киреевские, род Толстых.

Существительные, имеющие только формы множественного числа

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;

2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.

Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы. - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот. - Во двор ведут двое ворот.

Падеж имен существительных

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является той грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

Изменение одного и того же слова по падежам и числам называется склонением.

В современном русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Все падежи, за исключением именительного, называются косвенными. Косвенные падежи могут употребляться как с предлогом, так и без него (кроме предложного падежа, который в современном русском языке без предлога не употребляется). Предлоги служат для уточнения значения падежей.

Существительные, имеющие только формы единственного числа

Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:

1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь.

Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;

2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;

3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.

Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти;

4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы, бритья Киреевские, род Толстых.

Существительные, имеющие только формы множественного числа

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;

2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.

Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы. - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот. - Во двор ведут двое ворот.

26) Как проявляется системность частей речи в явлении перехода из одной части речи в другую?

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.

Образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) - субстантивация. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведующий заведовать, заведующий - ‘тот, кто заведует".

Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
- существительных (дома, весной),
- прилагательных (попусту, в открытую),
- деепричастий (сидя, лёжа),
- числительных (вдвое).

Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую - процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой зима, леж-а лежать, по-пуст-у пустой.

Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
- отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,
- отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
- наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство(деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого - в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.


27) Почему склонение русского существительного систематизируется по 3 типам?

Склонение существительных

1. Изменение существительных по падежам.

2. Класс слов, объединенных общностью словоизменения.

3. Отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса.

В вузовской грамматике выделяются следующие типы склонений:

1) субстантивный тип склонения , включающий три подтипа:

а) первое;

б) второе

в) третье;

2) адъективное склонение ;

в) смешанное склонение ;

г) нулевое склонение .

Склонение – это изменение существительных по падежам, а также класс слов, объединённый общностью словоизменения. Критериями распределения слов по типам склонения в современном русском языке являются род и система падежных окончаний. Типы склонения существительных строго различаются только в падежных формах единственного числа, так как во множественном числе родовые различия стёрты (в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа окончания одинаковы для всех типов склонения).

В академической грамматике выделяется 7 типов склонения существительных.

К 1 субстантивному склонению относятся:

· существительные мужского рода с нулевым окончанием, например: стол, конь, край, нож, иней, мяч, шалаш, плач, ворон;

· существительные мужского рода с окончанием -о (-е) , например: домишко, хлебушко, заборишко, носище, голосище;

· существительные среднего рода с окончанием -о (-е, -ё) , например: здание, ружьё, небо, остриё, поле, бельё, окно, знание.

Ко 2 субстантивному склонению относятся:

· существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а (-я) , например: папа, забияка, туча, мужчина, судья, зайчишка, сирота, плакса.

К 3 субстантивному склонению относятся:

· существительные женского рода с нулевым окончанием, например: болезнь, тень, мышь, глушь, помощь, рожь, ночь, мать, дочь.

В зависимости от характера конечного согласного различают твёрдый и мягкий варианты склонения, например:

1 субстантивное склонение – твёрдый вариант клён-, дн-о ; мягкий вариант дождь-,

2 субстантивное склонение – твёрдый вариант гор-а, звезд-а ; мягкий вариант стихиj-а, аллеj-а ;

3 субстантивное склонение – твёрдый вариант мышь-, молодёжь -; мягкий вариантшерсть-, тень- .

Изменение слова по падежам называется склонением. Склонением называется также класс слов, объединенных общностью словоизменения, и отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. Как сказано в современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье, различающиеся системами падежных флексий. Типы склонения строго различаются только в падежных формах ед. ч. Во мн. ч. различия между типами склонения не столь определенны, а в дат., тв. и предл. падежах различия флексий вообще отсутствуют. К первому склонению относятся существительные муж. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. (стол , конь , край , нож , шалаш , мяч , товарищ ) и существительные сред. и муж. р. с флексиями в им. п. ед. ч. -|о| (орфогр. -о , -ё и -е ) (окно ,ружьё , поле ) и -|е| (бытие ). Ко второму склонению относятся существительные с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -а и -я ) (труба ,земля , стужа , туча ) и существительные с той же флексией, относящиеся к муж. р. (мужчина , староста , зайчишка , домина , судья ) и к общ. р. (сирота , обжора , плакса ). К третьему склонению относятся существительные жен. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. и с основой на парно-мягкую согласную или на шипящую (ткань , кровать , мышь , ночь , рожь , мощь ). К третьему склонению по системе падежных флексий относятся также существительные сред. р. на -мя с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -я ) (бремя , время , вымя , знамя , имя , пламя , полымя [устар.], племя ,стремя , семя , темя ), существительные сред. р. дитя и муж. р. путь .

Склонение существительных связано с морфологической категорией рода, но не определяется ею последовательно. В I скл. входят существительные муж. и сред. р. и не входят существительные жен. р.; во II скл. входят существительные жен., муж. и общ. р. и не входят существительные сред. р.; в III скл. входят в основном существительные жен. р., а также двенадцать слов сред. р. и одно слово муж. р. Первые два склонения по отношению к роду характеризуются следующим образом: I скл. – неженское (т. е. мужское и среднее), II скл. – несреднее (т. е. мужское и женское); III скл. – преимущественно женское. С орфографической точки зрения, т. е. в зависимости от написания флексий, в первых двух склонениях выделяются две разновидности: а) существительные с основой на парно-твердую согласную, шипящую и ц (так называемая твердая разновидность); б) существительные с основой на парно-мягкую согласную и |j| (так называемая мягкая разновидность). Различия в написании флексий обусловлены качеством конечной согласной основы существительного. В III скл., в основном состоящем из слов жен. р. с основой на парно-мягкую согласную и шипящую, первая разновидность не представлена. О склонении существительных муж. р. на -ишко и -ище , в котором могут объединяться падежные флексии первого и второго скл.


28) Какие отклонения от этой системы существуют?

Наряду с указанными типами склонения в современном русском языке встречаются группы существительных, имеющие самостоятельную, отличную от других систему словоизменения. К ним относятся:

· разносклоняемые существительные;

· существительные адъективного склонения;

· существительные смешанного склонения;

· существительные нулевого склонения.

К разносклоняемым существительным относятся слова, которые совмещают при словоизменении падежные окончания разных типов склонения:

· 10 существительных среднего рода на -мя : бремя, время, знамя, племя, пламя, вымя, темя, стремя, семя, имя;

· существительное мужского рода путь ;

· существительное дитя , имеющее в словарях стилистические пометы книжн .,устар ., поэт .

Существительные на -мя в родительном, дательном, творительном, предложном падежах прибавляют к корневой морфеме сегмент -ен- : врем-я – нет врем-ен-и, дорожить врем-ен-ем .

Существительные на -мя и существительное путь в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание , как у существительных 3 субстантивного склонения, а в творительном падеже окончание -ем , как у существительных 1 субстантивного склонения: им-я, имен-и, имен-и, им-я, имен-ем, имен-и.

Существительные бремя, пламя, вымя, темя не имеют форм множественного числа. Остальные существительные изменяются по числам: время – времена, имя – имена, семя – семена; знамя – знамёна; племя – племена; стремя – стремена . Ударение в единственном числе всегда падает на основу, во множественном числе на окончание; исключение составляет слово знамя , которое во множественном числе имеет ударение на основе – знамёна .

При склонении во множественном числе существительные на -мя изменяются как существительные среднего рода на , а существительное путь – как существительные мужского рода 1 субстантивного склонения.

Существительное дитя в настоящее время в косвенных падежах заменяется падежными формами существительного ребёнок . Однако в XIX веке оно изменялось следующим образом: дитя, дитяти, дитяти, дитятю, дитятей, о дитяти .

К адъективному склонению относятся субстантивированные прилагательные и причастия, то есть существительные, которые являются по происхождению именами прилагательными или причастиями, например: прохожий, перевязочная, пельменная, больной, раненый .

К смешанному склонению относятся собственные имена существительные с суффиксами -ов (-ев), -ин(-ын) , обозначающие фамилии людей, например: Пушкин, Пушкина, Пушкину, Пушкина, Пушкиным, о Пушкине .

При склонении собственных существительных, обозначающих фамилии людей мужского пола, в именительном, родительном, дательном, винительном, предложном падежах наблюдаются окончания существительных 1 субстантивного склонения, а в творительном падеже – окончание имени прилагательного: гордимся великим Пушкиным .

Собственные имена существительные с суффиксами -ов (-ев), -ин (-ын) , обозначающие фамилии людей, следует отличать от омонимичных собственных имён существительных, обозначающих населённые пункты (города, сёла), которые изменяются по 1 субстантивному склонению: город Пушкин, Пушкина, Пушкину, Пушкин, Пушкином, о Пушкине.

К нулевому склонению относятся несклоняемые существительные, например:метро, такси, депо, бюро. Несклоняемыми называются существительные, не имеющие форм падежа и числа, но выражающие их грамматические значения формами согласуемых слов: новое пальто, новым пальто, о новом пальто.


29) Каковы количественные характеристики системы частей речи в академической, вузовской и школьной программе?

Виноградов выделял 12 частей речи, что отображается в академических грамматиках

имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом - дома , книга - книги, озеро - озёра .

В некоторых случаях наряду с формами множественного числа для выражения множественности могут использоваться и формы единственного числа (с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (Л.); В саду служанки, на гряда х, сбирали ягоду в кустах (П.).

Иногда форма множественного числа не указывает на множественность предметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева , веселые времена (ср. вологодское кружево , веселое время ).

Некоторые имена существительные имеют формы и единственного и множественного числа, но употребляются преимущественно в форме множественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляется единственному): вожжи, лыжи, сплетни .

Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеют или только формы единственного числа (так называемые singularia tantum) или только формы множественного числа (так называемые pluralia tantum). У таких существительных форма числа не имеет соотносительного значения единственности и множественности предметов.

Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:

    1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь .

    Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали , технические масла , газированные воды . Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;

    2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество ;

    3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.

    Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины , недоступные высоты , местные власти ;

    4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы ? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы , бритья Киреевские , род Толстых .

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

    1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;

    2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

    3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

    4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

    5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки .

Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы . - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот . - Во двор ведут двое ворот .

Всем известно, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Но правильно ли звучит фраза из песни, исполняемой Мариной Хлебниковой:

Чашку кофею я тебе бодрящего налью?

Из любого правила есть исключения. Так, слово "кофе" относится к существительным несклоняемым. Оно не употребляется во множественном числе и не изменяется по падежам. Правильное употребление - "чашку кофе". Темой нашей статьи и станут такие исключения - существительные, имеющие только форму единственного числа. Рассмотрим подробнее.

Имена существительные: число

Оно есть не только в математике. Категорией числа обладают и существительные. Знать это - значит, правильно их использовать как в устной речи, так и при написании. Большинство существительных обозначает предметы, которые можно сосчитать. Для этого в русском языке имеются категории как единственного, так и множественного числа. Самое сложное - это уяснить, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа, или, наоборот, только множественного. При этом в речи возникают и иные нюансы.

Так, есть случаи, когда множественность выражается формой существительного в единственном числе. Примером послужит фраза: "Враг не пройдет!". Здесь явно имеется в виду вражеская армия, а не один конкретный человек.

Есть преимущественное использование отдельных существительных во множественном числе:

  • сплетни;
  • вожжи;
  • лыжи.

Хотя это изменяемая по числам часть речи, и вполне допустимо употребление слов:

  • сплетня;
  • вожжа;
  • лыжа.

Чаще всего не обладают формой множественного числа следующие существительные:

  • вещественные;
  • собирательные;
  • отвлеченные;

Рассмотрим это подробнее с использованием примеров.

Обозначение вещества, материала

Что это за слова? Существительные единственного числа, обозначающие предметы с вещественным значением. Их довольно много, что подтверждают примеры:

  • сахар;
  • молоко;
  • бензин;
  • вода;
  • асфальт;
  • хлопок;
  • керамика;
  • фарфор.

От этих существительных нельзя образовать другую форму, в том числе множественного числа. К ним нельзя подставить окончания -я,-а,-и,-ы.

Существительные только единственного числа: примеры собирательных

Названия множеств одинаковых предметов или лиц - это то, что мы называем собирательными существительными. Они объединяют воедино тех, кто обладает каким-либо общим признаком:

  • студенчество (все, кто обучается в вузах);
  • молодежь (часть населения в возрасте до 30 лет);
  • юношество (молодые люди от 14 лет до 21 года);
  • детство (от 0 до 18 лет).

Собирательные существительные, имеющие только форму единственного числа, могут относиться и к неодушевленным предметам:

  • листва;
  • ельник;
  • флора.

Это просто следует запомнить.

Отвлеченные существительные

Это слова, которые невозможно представить предметно, а также сосчитать. К ним относятся названия:

  • качества или признака (молодость, темнота, ловкость, голубизна);
  • состояния или действия (косьба, рубка, борьба, злоба, восторг).

Как научиться определять существительные только единственного числа? Примеры заданий помогут справиться с поставленной задачей.

Так, можно подобрать антонимы к словам, которые по аналогии также не могут быть использованы во множественном числе:

  • беготня;
  • сила;
  • агрессия;
  • духота;
  • честность.

(Ответы: ходьба, слабость, спокойствие, свежесть, ложь).

Из художественного текста в три столбика можно выписывать все существительные по принципу:

  • употребляемые в двух числах;
  • только в единственном;
  • только во множественном.

Благодаря этому станет понятней, что первых значительно больше.

Признаки: существительное неодушевленное, собственное

Единственное число для имен собственных является более распространенным. Они редко употребляются в форме множественности. Это часто касается фамилий, если приходится выделить целую группу людей по принципу родства. Пример:

  1. В маленьком селении проживали только Галкины, Лазаревы да Ивановские.
  2. Род Кузнецовых отличался завидным здоровьем.

Если собственное наименование выступает в качестве единственного предмета и является неодушевленным, то в обязательном порядке употребляется в единственном числе:

  • Москва.
  • Волга.
  • Меркурий.
  • Урал.
  • Уругвай.

Это касается и составных наименований:

  • "Первый канал";
  • программа "Вокруг света";
  • картина "Мона Лиза".

Но это не полный перечень. Конечно, это не все существительные, имеющие только форму единственного числа.

Следует запомнить

В русском языке не обладают формами множественности слова, оканчивающиеся на -мя. Эти существительные просто следует запомнить:

  • темя;
  • бремя;
  • вымя;
  • пламя.

Но племя - племена, семя - семена.

Итак, перечислим существительные только единственного числа, примеры которых представим в таблице.

Еще одно условие, по которому можно определить, что существительное не имеет множественности, - это отсутствие сочетания с

§ 30. Основные контекстные (синтаксические) значения
форм единственного и множественного числа

Формы ед. ч. могут иметь:

1) значение единичности- Белеет п арус од ин о к ий (Лермонтов), Се-
дой мудре
ц младому другу Кричит вослед Сча стл ив ы й пут ь" Прос т и, лю-
би свою су
п ругу . Сове т ов старца не забудь 1 (Пушкин);

2) значение совокупности (множественности, класса). Вчераш н ий ве-
чер
п ом н ю жи в о Синели глуб ь ю небеса. Лис т трепетал, к расноречиво
Глядели звезд
ы нам в глаза (Фет); Читатель, расскажу ль т ебе . К уда кра-
сав
и ца девалась ? (Пушкин); Ведь совершенства т оже нет на земле, а все-
таки всякий стремится к нему умн
ы й желает б ы ть умнее, учен ы й -
ученее, добродетел
ь н ы й - добродетел ьн ее, ну, а бога ты й желает б ы т ь
еще богаче (А. Островский); Изведал враг в тот день немало . Ч т о значит
русский бой удал
ы й (Лермонтов);

3) дистрибутивное или распределительное значение: И царевна очу-
тилас
ь В светлой горнице, кругом Лавки, кр ы т ы е ковром (Пушкин) -
каждая лавка покрыта ковром; Поседели твои волос ы Глаза Замутила,
затуманила слеза
(Ахматова);

4) форма употребляется безотносительно к счету: То змейкой, свер-
нув
ш ис ь клубком, у самого сердца колдует <...> (Ахматова).

Примечание. Окончания единственного числа тех слов, у которых фор-
мы числа нетождественны по лексическому значению м /ум ы , х л еб 1
хлеба, тр
а ва 1 трав ы , к ол к ость 1 к олкост и , посадка 1 посадки) так же,
как и у smgulana tantum, числа не выражают (Он торгует золо т ом
и лесо
м) , однако формы множественного числа в таких случаях грам-
матическое номинативное значение утрачивают не всегда в отвле-
ченных существительных оно обнаруживается регулярно опче н ос ть
1 копчености, посадка 1 посадки), в вещественных - нерегулярно
(ср 1) с н ег 1 снега, песок 1 пески, лед 1 льд ы и 2) трава 1 трав ы )

Формы множественного числа выражают:

1) значение неопределенного множества дискретно существующих
предметов: Вед ь ест ь Такие праздн ы е счастлив цы. Ума недал ь него ле-
нив
цы , котор ы м жизн ь куда л е г к а 1 (Пушкин); Цел ы й ден ь спя т ночн ы е
цве
ты <...> (Фет);

2) значение множественности как некой совокупности: Фернандо
толст
ы й, а т олст ы е много едя т (В. Токарева); И не знать, ч т о от
счаст
ь я и слав ы безнадежно дряхлею т сердца (Ахматова);

3) форме мож н о п р ипи сать и значе ни е е ди нс т ве нн ого, и значе ни е
множес
т ве нн ого ч и сла (немарк и рова нн ое употребление форм ы ): Когда
я пришел в себя, коробка исчезла Должно б
ы т ь , ее в ы бросили санитар ы
(Пау ст овс кий ) К тому же у него дезертир ы шинел ь уперли (Н. Ос т ров-
с
кий ) - п р и мер ы Е. Н. Прокопович;

4) с опорой на контекст формы множественного числа могут назы-
вать один предмет. Такое употребление всегда стилистически окрашено

Ах, боже мой, еще фикус ы с собой возят Куда же он с н и м денется
(Катаев) - пример Е. Н. Прокопович.

Окончания форм числа в pluralia tantum грамматического номина-
тивного значения не имеют.

§ 31. Продуктивные тенденции в развитии категории числа

Продуктивные тенденции в развитии категории числа существи-
тельных связаны, во-первых, с образованием форм множественного чис-
ла от отвлеченных существительных, которые частотно по лексическо-
му значению полностью не совпадают с формами единственного числа,
во-вторых с расширением немаркированного употребления форм мно-
жественного числа у личных существительных 44 .

§ 32. Понятие о морфологическом падеже.
Методика выделения одного падежа
и определение общей системы падежей

Падежом называют и словоизменительную грамматическую кате-
горию существительных и те формы, которые эту категорию образуют.
Посредством падежа существительное присоединяется к другим словам
в предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологиче-
ская форма образуется окончаниями.

В современной лингвистической науке принято пользоваться еще
понятием семантического падежа, которое было введено американским
ученым Филмором. Морфологический падеж и семантический падеж -
это единицы соотносительные, но нетождественные.

Семантический падеж - это языковая универсалия. Понятие се-
мантического падежа приложимо к языкам с разным грамматическим
устройством. Семантическим падежом называют роль предметного
имени (или семантического актанта) в препозитивной структуре пред-
ложения. Например, в предложении Ребенок спит есть один семантиче-
ский падеж (субъект состояния), в предложении О т ец подарил с ы ну ги-
тару -
три семантических падежа (субъект действия, адресат, объект
действия), в предложении Бабушка крючком вяжет внучке берет - че-
тыре семантических падежа (субъект действия, объект действия, адресат
и инструмент).

Семантические падежи в разных языках обозначаются разными
средствами (необязательно флексией). В русском языке они выражаются

44 См Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / Под ред
М В Панова С 144-175

прежде всего морфологическими падежами. При этом один и тот же се-
мантический падеж может передаваться разными падежными формами,
например, семантическому субъекту (субъектному актанту) в русском
языке соответствует И. п. (море шуми т) , Д. п. (мне думается), Т. п.
(п исьмо н а п иса н о женщино й ), Р. п. (шум ветра). В то же время один
и тот же морфологический падеж не всегда равен семантическому паде-
жу. Так, именительный падеж может называть ситуацию в целом: Ран-
нее утро. Ти
ш ина, может иметь значение признака: Даша - красав и ца 1
к расивая, значение количества: Хлопот март ы шке - полон рот
(Крылов).

Морфологический падеж есть не во всех языках, а только в тех,
в которых у имени существительного в разных условиях употребления
изменяется форма. Морфологический падеж выделяется как следствие
словоизменения, т. е. он обязательно образуется флексией. Однако вы-
ражаются падежи не только окончаниями , но и лексико-синтаксически-
ми средствами, предлогами и согласованием р ы бацкой сети - Р. п.,
к р ы ба ц кой се т и- Д. п., в р ы бацкую се ть - В. п., в р ы бацкой сети-
П. п.). На основе лексико-синтаксического выражения падежная функ-
ция может быть приписана и несклоняемым словам к усное рагу -
И. п., в к усного рагу - Р. п., вкусному рагу - Д. п. и т. д.). Не имея па-
дежной морфологической формы, несклоняемые существительные выра-
жают падежные значения аналитическим способом. Вот поэтому можно
сказать, что падеж, как и число, характеризует субстантивную часть ре-
чи в целом.

Вопрос о методике выделения одного падежа связан с тем, что раз-
ные типы существительных имеют разное количество словоизменитель-
ных форм, например, в единственном числе слово ст рана имеет пять из-
меняемых форм т рана, с т ран ы , стране, страну, ст рано й) , слово ар-
мия -
четыре формы (армия , армии , армию, армие й) , слово нежность -
три формы (нежнос ть, нежности, нежность ю ). Поэтому существует
традиция выделять один падеж на двух основаниях, морфологическом
и синтаксическом.

Одним падежом называют совокупность морфологических форм,
обладающих свойством в одних и тех же синтаксических условиях вы-
ражать одно и то же синтаксическое значение. Так, совокупность форм,
выражающих объект лишения при глаголе лиши ть ся (лиши ть ся дома,
с
т ран ы , добра, любв и ), образует один падеж, а другая совокупность
форм, выражающих объект эмоционального отношения при глаголе
гордиться (горди ть ся домом , ст раной, добром, любов ь ю), образует дру-
гой падеж. Таким способом были получены шесть падежей, называемые
Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный
и Предложный. При этом признается, что одна и та же совокупность
форм, т. е. один и тот же падеж, может использоваться для выражения

нескольких синтаксических отношений, например, флексии, образую-
щие винительный падеж, выражают значение объекта (и мет ь огурец.
гру
ш у, яблоко, канифоль) и значение меры (работа ть год, неделю, ле т о,
осен
ь ).

Данная методика выделения падежей предопределяет очень важные
последствия: 1) количество падежей у всех лексем оказывается одинако-
вым, 2) каждый выделенный падеж является формально выраженным,
т. е. каждый падеж имеет свой набор окончаний. На уровне части речи
нет падежной омонимии - омонимичные падежи представлены только
в типах склонения и, следовательно, в конкретных лексемах; 3) каждый
падеж в принципе характеризует часть речи в целом (каждое слово час-
ти речи), 4) система падежей не может быть открытой, так как словоиз-
менение конечно; 5) коррелятивность падежей предполагает синтакси-
ческое распределение.

Кроме основных шести падежей, иногда выделяют дополнительные
формы: количественный падеж (стакан чаю, табле т ка аспирину), мест-
ный падеж (в лесу, на печ и) , который отличают от объектного или соб-
ственно предложного падежа (вспомни т ь о т оварище, рассказа т ь о по-
ездке, о п
е чи), счетный падеж (два карандаша, три с т олов ы х), зватель-
ный падеж (пап !).

Морфемным основанием для их выделения являются параллельные
окончания: 1) в Р. п. у слов мужского рода (кваса 1 квасу), 1) -у в пред-
ложном падеже у слов мужского рода (в лесу 1 о лесе) и ударяемая флек-
сия в предложном падеже у слов женского рода третьего склонения (о
кр о в и 1 в кров и) , 3) ударяемое окончание у некоторых слов мужского ро-
да в сочетаниях с числительными два, три, четыре (нет ш а ра 1 два ша-
р
а) , 4) нулевое окончание в И. п. у существительных женского рода
в позиции обращения (Тан ь, мам).

С точки зрения охвата лексики наиболее оправдано выделение
счетного падежа, тем более что в сочетаниях количественных числи-
тельных с существительными не все объяснимо в синхронном языковом
срезе. Так, непонятно, почему, например, существительное рука при
числительном три должно быть в единственном числе - три рук и , а су-
ществительное столовая - во множественном числе - т ри с т олов ы х
(прилагательное при этом в обоих случаях употребляется во множест-
венном числе - т ри про т янут ы е руки. три нов ы х с т олов ы х. Но мор-
фемная база у этого падежа ненадежна, с одной стороны, потому, что
слов, у которых в родительном падеже в сочетаниях с числительными
наблюдается перенос ударения на флексию, очень мало, с другой -
потому, что указанное акцентное изменение не является обязательным:

два шар а , но два больших ш а ра. У счетного падежа нет опорной
флексии.

Что касается остальных трех форм, то они отличаются от основ-
ных падежей (и потому не могут быть поставлены с ними в один ряд)
избирательным отношением к лексике (звательный падеж при этом сти-
листически маркирован, он отмечен в разговорном языке). Можно ска-
зать в ыпи ть чаю, но нельзя сказать к у п ит ь хлебу или вс ы па т ь овсу ; н а
н осу - это нормативная форма, а н а подбород к у- нет, говорят Та нь!,
но не говорят Тат ь ян Евгенъевн.

Флексии дополнительных падежей лексически закреплены, и это
закрепление не совпадает с границами типов склонения, поэтому при
описании типов склонения они подаются как вариантные окончания
основных падежей.

§ 33. Понятие о значении падежа

Падеж синтаксичен по определению. Значением падежа традицион-
но называют то синтаксическое отношение (смысл), которое он выра-
жает. Например, И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого ре-
гулярно имеет значение субъекта действия: С гор ы беж и т пото к провор-
н
ы й, В лесу не молкнет пт и чий га м (Тютчев); если сказуемое выражено
формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: К осмос
изучается люд
ь ми ; когда именительный падеж употребляется в качестве
приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула з лоде й ка-за-
падня
(Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения
И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное зна-
чение: Н очь, улица, фонарь, аптека (Блок); в функции названия исполь-
зуется именительный назывной: « Анна К аренина », в функции обраще-
ния - именительный вокативный: Красуйся , град П е т ров. .. (Пушкин);

при выражении количественных отношений выделяется именительный
количественной семантики: М ало слов, а горя речен ь ка, горя речен ь ка бе з -
донная
(Н. Некрасов).

Все русские падежи многозначны. В отличие от грамматической се-
мантики числа значение падежа не формируется противопоставлением
разных падежных форм (сочетания типа съ ес т ь хлеб, съ ес ть хлеба , в ко-
торых наблюдается контрастивное употребление двух объектных паде-
жей в одной синтаксической позиции , являются своего рода исключени-
ем). Значение падежа по-разному зависит от падежной флексии и связа-
но с лексическим значением существительных и с занимаемыми ими
синтаксическими местами. При характеристике падежей выделяют та-
кие синтаксические позиции: 1) позиция при слове в структуре словосо-
четания, 2) позиция при члене предложения, при этом отдельной являет-
ся позиция при связке, 3) позиция при предложении в целом, 4) авто-
номная позиция (заголовок, обращение, главный член номинативного
предложения). В некоторых случаях необходимо учитывать так назы-

ваемый внутренний контекст, т. е. распространение самого существи-
тельного в форме того или иного падежа.

§ 34. Типы падежных значений

Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоя-
тельств: от падежной формы, от лексического значения существитель-
ного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих
обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грам-
матические (абстрактные) и семантические (конкретные).

Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксически-
ми) - это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической
особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего
от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или слово-
формой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа
говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеет-
ся
называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выра-
жается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом
подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола,
окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот
поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической
семантики слова при словоформе с мее т ся выражает значение субъекта
действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа. Лексема по-
ходит
ь в значении б ы т ь похож и м, релятивная по своей знаковой функ-
ции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложно-
падежная форма имеет значение объекта, которое формируется только
семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого су-
ществительного: походит ь на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую
и т. п.

Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они на-
зываются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их
значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями
(а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они
меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать лю-
бую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом,
(ранн
и м) у т ром, (поздн и м) вечером, к обеду , в июле, для храбрости, без
дождя, в крапинку, с ул
ы бкой, из-за гроз ы и т. п. могут быть определены
и вне структуры предложения.

Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднород-
ны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и при-
знаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа,
предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойст-
вом употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически неза-

висимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности
глаголов и существительных: пи сат ь мел ким п очер к ом, п и сать с ошиб к а-
ми,
п ал ь то н а меху, чулки в рези н ку, верхушки дерев ь ев, голоса п т и ц . Кро-
ме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференци-
рованного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения
и др.: писа ть другу , ударить копьем, накорми т ь кашей , купить ручку для
двери).

Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так назы-
ваемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим
и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения воз-
никают в подчинительных словосочетаниях с информативно недоста-
точными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами
(обернуться бедой, отличаться в ы носливостью, закатиться смехом).
Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, ко-
торое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раз-
дельности» 45 . У восполняющих падежей в семантической структуре
предложения нет своей роли.

Выделение грамматических, семантических и восполняющих паде-
жей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосоче-
тания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.

Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложе-
ния (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретаци-
онное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но
и выражают отношения между ними. Если в предложении М аша схва-
тила рукой собаку
поменять местами падежи: Собака схва тил а М ашу за
руку,
образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного
большинства русских предложений не может быть организовано без
интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отме-
чена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именитель-
ным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становит-
ся источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.