Как промыть батарею в домашних условиях. Холодные батареи – тревожный знак. Чем и как промыть биметаллические радиаторы отопления? Дисперсная чистка системы отопления

Если после включения отопления температура в помещении стала подыматься медленнее, а секции батарей еле тёплые – скорее всего это связано с засорением радиаторов отопления. В этой статье будет рассказано, как прочистить батарею отопления собственными руками.

Перед началом работ приготовьте все необходимые инструменты и материалы.

Для чугунных радиаторов вам понадобятся:

Очистка батарей отопления – пошаговая инструкция

  • Освободите побольше свободного пространства. Отодвигаем от отопительного радиатора мебель и все, что может помешать удобной работе. Если около батареи висят шторы, не поленитесь их снять. Если в комнате паркетный пол (или покрытие из ламината) – обязательно заранее позаботьтесь о его предохранении. Под радиатор следует положить кусок гигроскопичной ткани или расстелить плотную непромокаемую плёнку (а ещё надёжнее – плёнку, а сверху ткань).
  • Перекрываем кран для отключения подачи теплоносителя в радиатор. Если запорной арматуры на батарее нет, придётся предварительно слить воду из системы отопления.
  • Откручиваем радиатор от труб. Не стоит носить по квартире батарею, полную грязной воды – неудобно, тяжело и грязно. Если чистка батарей отопления сопровождается появлением грязи по всей квартире – это лишнее время на уборку. Поэтому сливаем из неё воду в подготовленную заранее ёмкость (прочитайте также: " ").
  • Переносим радиатор в место для промывки:
    - Если это ванна – позаботьтесь заранее о деревянном поддоне, чтоб не испортить случайно плитку и покрытие ванны.
    - Если вы – домовладелец, то промывку удобнее будет проводить во дворе. Читайте также: " ".
  • Снимаем заглушки (торцевые футорки) или запорную арматуру, чтобы иметь полный доступ к «внутренностям» радиатора.
  • Потоком воды под давлением тщательно промываем и ополаскиваем радиатор. Используем садовый шланг (во дворе) либо душ (если делаем промывку в ванной). Очистка радиаторов отопления закончена!

Если же батарея забита так, что промывка не помогает - придётся прибегнуть к простейшей домашней химии. Дело в том, что батареи чаще всего постепенно забиваются известковыми отложениями, как в чайнике. При нагревании соли кальция и магния, содержащиеся в воде, распадаются на углекислый газ и накипь.

При долгом использовании системы отопления, отложения увеличиваются настолько, что иногда занимают почти всё внутреннее пространство радиатора. Для растворения накипи можно использовать специальные , хотя можно обойтись и обычным столовым уксусом.

Если удастся отыскать концентрированный уксус, то пройдет быстрее.

Хотя можно обойтись и обычным:
  • Ставим на место заглушки (торцевые футорки) или запорную арматуру и заливаем в радиатор уксус. Оставляем радиатор на 1-2 часа, чтобы уксусная кислота успела полностью растворить накопившуюся накипь. Сливаем отработанную кислоту, промываем, при необходимости повторяем. Прочистка батарей отопления закончена!
  • Заодно неплохо промыть радиатор и снаружи. Чище будет и приятнее для глаз. Тем более, что демонтированную батарею и мыть удобнее.
  • Вешаем радиатор на место и готовим к подсоединению его к системе отопления:
    - Сухой тряпкой протираем резьбовые соединения,
    - Уплотняем все заглушки (накрутка идёт в направлении резьбы) паклей или льном, на уплотнитель наносим краску (годятся быстросохнущие марки типа «Нитро» и Эмаль»).
  • Газовым ключом плотно закручиваем заглушки.
  • Для современных алюминиевых, биметаллических или стальных радиаторов краска и пакля не используются. Для уплотнения достаточно использовать специальную ФУМ ленту. Читайте также: "Как промыть батарею отопления - инструкция ".

Чистка радиатора отопления, подробное видео:


В общем, прочистка радиаторов отопления при чётком выполнении всех предписанных процедур и использовании качественных средств не составляет никакого труда для любого хозяйственного мужчины. Однако всё-таки существует вероятность того, что после очистки батареи не станут греть, как новые (прочитайте также: " ").

Такое случается, если накипь «армируется» грязной и ржавой водой. Такой «камень» обычный уксус уже не растворит. В этом случае придётся либо заменять радиатор на новый, либо привлекать специалистов с профессиональной химией и специальными механическими «чистилками», ибо их специально учили, как почистить радиатор отопления, не повредив его.

Самый первый и верный признак того, что в ваших батареях появился слой ненужных элементов, когда во время отопительного сезона часть батарей горячая, а часть холодная. Нужно промыть батарею.

Промывку прибора надо осуществлять не только с внешней стороны, но и внутри . Это можно сделать и самому в частном доме. В многоквартирных домах почистить батареи одной квартиры сложно, и это не принесет ожидаемого результата, так как ваши к общей системе отопления. Часть мусора, который вы выведете, через несколько секунд снова попадет в ваши батареи. Поэтому в многоквартирных домах надо делать промывку радиаторов вместе со всеми, кто прикреплен к вашему стояку, и под наблюдением специалистов. Такая промывка радиаторов должна быть плановой. Желательно, чтобы она проходила каждые три года.

Факторы риска

Кроме существуют еще признаки того, что радиатор необходимо почистить:

  1. Труба у радиатора горячая, а сама батарея холодная.
  2. При подаче тепла батарея нагревается медленней, чем обычно.
  3. Расход энергоносителей растет.

Когда лучше чистить

Мнения специалистов расходятся. Многие советуют осуществлять промывку батарей по окончании отопительного сезона (с мая по сентябрь). Отключать ничего не надо, и вода не будет мешать процессу. Многие наоборот говорят, что промывку надо осуществить во время отопления помещений, предварительно отключив батарею и . Тогда по окончании процесса будет сразу видна функциональность радиаторов. Можно определить, полностью ли они нагреваются после чистки.

Желательно проводить генеральную чистку один раз в три года, даже если нет для этого видимых причин. Тем самым вы продлите работу всей вашей системы отопления.

Процесс промывки

При промывке надо иметь:

  1. Слесарные инструменты для снятия и затем постановки на место батарей.
  2. Сварочный аппарат – для закрепления батареи на нужном месте.
  3. Специальный раствор (для размягчения накипи).
  4. Аппарат для прочистки – пистолет с насадкой.

Читайте также: Подключение алюминиевых радиаторов

Последовательность

  1. Выпустить воду из батарей (из котла, если это частный дом, не надо выпускать воду).
  2. Снимая радиатор , держите на изготовке нужные слесарные инструменты.
  3. Залить раствор – жидкость, размягчающую накипь.
  4. Включить пистолет с насадкой, которую ввести в отверстие радиатора. Отмыть струей жидкости внутреннюю часть. Напор и состав раствора позволят удалить со всех стен отложения как технологические и химические, так и жир, накипь, ржавчину, сгустки скопившейся пыли.
  5. Поставить и закрепить батарею на прежнем месте.
  6. Подключить водоснабжение в системе отопления.

Частота промывки радиаторов напрямую зависит от материала, из которого они сделаны.

Самый долгосрочный в этом плане – биметаллический радиатор, внутренняя поверхность которого гладкая и мало подверженная коррозии и отложениям. Шероховатые чугунные более подвержены скоплению осадков, но не поддаются коррозии и мало поддаются ржавчине. чаще приходится чистить, они более восприимчивы к внутренним отложениям.

Особенности промывания чугунных батарей

Долговечные и качественные также требуют промывки. Ее лучше производить в ванной, предварительно застелив ее простыней или полиэтиленом.
После снятия чугунной батареи с Г-образного крепления ставим ее в ванну, заполняем горячей водой и выливаем через 5 минут эту воду из радиатора. Потом заполняем химическим раствором (его можно приобрести в магазине уже в готовом виде или приготовить самим – из 70%-го уксуса, также в жидкость добавляют соду, молочную сыворотку и т.д.), закрываем заглушки и оставляем батарею с внутренним раствором где-то на час. После чего вымываем струями приготовленной жидкости, а потом струями воды все содержимое. Заливать чистую воду надо столько раз, пока из батареи не выльется сравнительно чистая жидкость.

От чистоты внутренних поверхностей отопительных приборов напрямую зависит то, насколько эффективно они работают. Бывает так, что в отопительный сезон вы замечаете, что батареи перестают греть и они менее теплые, чем трубы стояков. Это значит, что пора промыть их. Но как промыть радиатор отопления в квартире правильно, чтобы не навредить ему и эффективно очистить от грязи?

Промывка алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов отличается. Если не соблюдать технологию, то можно только навредить. В этой статье мы расскажем, как это сделать.

Чем промыть радиатор отопления

Независимо от типа радиатора и материала из которого он сделан, для очистки от внутреннего загрязнения подойдут:

  • Химия для промывки автомобильных радиаторов;
  • Каустическая сода (50-60 гр. на 1 литр воды );
  • Щелочь (20-30 гр. на 1 литр воды );
  • Уксусная кислота (раствор с водой 70% и более );
  • Средство для очистки канализации.

Некоторая химия может быть опасной, поэтому все работы нужно производить в перчатках. Также избегайте попаданию промывочных жидкостей в глаза, на кожу, в дыхательные пути.

Иногда для промывки используют лимонную кислоту и молочную сыворотку, но они малоэффективны при сильных загрязнениях.

Если вы делаете промывку в целях профилактики, можно использовать раствор лимонной кислоты 20-25 гр. на 1 литр воды . Перед промывкой раствор лимонной кислоты нужно вскипятить и только потом заливать в радиатор.

Если для промывки вы используете раствор уксусной кислоты, доведите ее до 100 градусов . Сделать это просто – поставьте емкость с раствором в кастрюлю с кипящей водой и выждите, пока она хорошо не прогреется. Температура кипения уксусной кислоты +118 °С, поэтому она не закипит при таком способе нагрева.

Промывать радиатор отопления молочной сывороткой можно, но только в том случае, если ничего другого под рукой нет. Время, за которое она сможет его очистить – не менее 12 часов . Если загрязнение сильно, то процедуру придется повторять неоднократно.

Как промыть алюминиевый радиатор отопления в квартире

В первую очередь необходимо отключить радиатор и снять его. Если вы выполняете работы в отопительный сезон – необходимо слить из него остатки воды. Для этого открутите заглушку в верхней части (если вместо нее установлен освободите его специальным ключом). После этого подставьте емкость для слива под заглушку в нижней части и аккуратно ее откручивайте.

Радиатор подключен к магистрали отопления через вентили или обжимные соединения. Открутите гайку (см. фото) на соединении так, чтобы она имела свободный ход на обоих кранах или фитингах. Потяните радиатор в направлении от труб – он должен выходить без приложения слишком большого усилия.

Лучше всего промывать радиатор в ванной. Обложите ее ветошью или тряпками, чтобы не повредить покрытие ванны и краску на радиаторе. Как правило, загрязнение скапливается в нижней части секций. Используйте тряпки или ветошь чтобы его удалить. После этого сделайте то же в верхней части. Промойте внутреннюю часть горячей водой.

Нельзя для промывки алюминиевых радиаторов использовать каустическую соду и щелочь. Они будет разъедать металл, после чего грязь в нем будет быстро накапливаться.

Теперь настало время моющего средства. Закрутите заглушки в нижней части радиатора и наполните его средством или раствором (как указано в руководстве по применению). Установите батарею вертикально и дайте отстояться. Это не быстрый процесс, все зависит от количества загрязнения.

После того как моющая жидкость или промывка сделала свое дело, слейте ее, открутив нижние заглушки. Закройте их и полностью заполните все секции примерно наполовину горячей водой. Алюминиевый радиатор не слишком тяжелый, поэтому потрясите им, чтобы вода могла смыть остатки загрязнения.

Повторите этот процесс до тех пор, пока грязь и наслоения полностью не уйдут. Бывает так, что для полной очистки придется промыть радиатор два-три раза.

Промыть чугунные батареи отопления – не проблема

Промыть чугунный радиатор отопления, так как у него большой вес, что само по себе неудобно. К тому же, из-за особенностей конструкции, он сильно заиливается.

Чтобы снять чугунную батарею придется попотеть – как правило, соединительные муфты и краны приржавевшие, поэтому открутить из будет сложно. Начните с того, что слейте остатки воды. Для этого открутите заглушку в верхней части, подставьте таз или другую емкость под нижнюю и начните ее легко отворачивать.

На чугунных радиаторах заглушки могут быть как с левой, так и с правой резьбой.

Если заглушки покрашены – воспользуйтесь растворителем или «Уайт Спиритом » чтобы удалить краску с места соединения ее с секцией. После этого попробуйте отвернуть ее газовым ключом. Если она не подается – воспользуйтесь преобразователем ржавчины, например – WD-40 .

Когда остатки воды слиты, необходимо отсоединить чугунный радиатор от общей магистрали. Обычно он крепится на специальных муфтах (см. фото). Как и в случае с заглушками, муфты тоже могут быть приржавевшими. Вместо муфт могут быть установлены вентили, краны или фитинги. В таком случае нужно будет откручивать их.


Такими муфтами обычно соединяют трубы в системах отопления с чугунными радиаторами.

Промывку чугунной батареи лучше всего производить в ванне, которую нужно полностью обложить ветошью или тряпками, чтобы не повредить эмалированное покрытие или акрил.

В первую очередь прочистите нижнюю и верхнюю часть с помощью тряпок. Возможно, потребуется что-то вроде металлического прута, чтобы снять остатки затвердевшей грязи, в особенности в нижней части.

После того как это сделано, необходимо закрутить заглушки в нижней части чугунного радиатора и залить в него жидкость или раствор для промывки. Дайте ему отстояться столько, сколько этого требуют правила применения, после чего слейте, открутив нижнюю заглушку.

Снова закрутите заглушку в нижней части и залейте все секции горячей водой. Дайте ей отстояться 3-5 мину и слейте. Повторяйте процедуру, пока вода на выходе не будет настолько же чистой, как на входе.

Уровень загрязнения чугунных радиаторов выше, чем биметаллических и алюминиевых. Поэтому повторите процедуру промывки очищающей жидкостью заново. Возможно, придется сделать это 3-4 раза.

Как промыть биметаллические радиаторы отопления

Биметаллические радиаторы могут быть с медными каналами и стальными. Для промывки медных каналов не рекомендуется использовать агрессивную автохимию. На меди образуется оксидная пленка, которая защищает ее от коррозии, поэтому лучше применять специальные средства для промывки систем отопления или канализации.

Для начал нужно слить воду из батареи. Для этого открутите верхнюю заглушку (если установлен – выкрутите его полностью). После этого подставьте пустую емкость в нижнюю часть радиатора и выкрутите нижнюю заглушку. Когда вода перестанет течь – приступаем к демонтажу радиатора.

Биметаллические радиаторы, как и алюминиевые, подключены к системе отопления через краны, фитинги или вентили с обжимной гайкой (см. фото). Открутите гайки полностью с обоих труб, после чего потяните батарею в сторону от магистрали.


Пример углового фитинга с плавающей прижимной гайкой.

Мыть радиатор лучше всего в ванной комнате. Обложите внутреннюю часть ванны ветошью или тряпками, чтобы не повредить ее и краску на радиаторе. После прочистите внутренние горизонтальные каналы тряпкой или ершиком от загрязнения.

Если у вас радиатор с медной сердцевиной – не используйте металлические мочалки или ершик для очисти.

Если у вас полубиметаллический радиатор (верхние и нижние каналы из стали или меди, а вертикальные средние – из алюминия), нельзя для промывки использовать каустическую соду и щелочь.

Закрутите заглушки и залейте в радиатор промывочную жидкость или раствор. Дайте им отстояться столько, сколько это указано в инструкции. После этого слейте и промойте радиатор горячей проточной водой. Для этого закрутите заглушки так, чтобы открытые отверстия располагались по диагонали (см. фото).


После того как загрязнение перестанет выходить, а вода на выходе приобретет тот же цвет, что на входе – повторите процедуру промывки снова.

Как промыть радиатор отопления в квартире не снимая

Этим вопросом задаются многие, ведь часто демонтаж батареи отопления затруднен. Но если все сделать правильно, с этим не возникнет проблем. Единственное исключение – если у вас верхнее подключение радиатора, то в любом случае придется откручивать один из фитингов или вентилей, чтобы слить воду из системы и залить жидкость для промывки.

В первую очередь нужно слить остатки воды. Для этого открутите верхнюю заглушку, подставьте под нижнюю пустую емкость и открутите ее. Когда вода полностью выйдет, закройте нижнюю заглушку. Если к нижней части подведены трубы – перекройте краны на них так.

Залейте в секции через верхнее отверстие состав для промывки. Дайте ему отстояться столько, сколько потребуется. После этого через одно из нижних отверстий слейте его. Затем залейте в радиатор горячую воду (желательно, доведенную до +90…+95 градусов). Дайте отстояться 3-5 минут, слейте.

Повторите процедуру столько раз, сколько потребуется. Это вы сможете определить по чистоте воды, выходящей после промывки. Придется потратить немало промывочного состава, но зато не придется снимать радиатор.

Любая отопительная система со временем нуждается в промывке, как бы бережно к ней не относились. В процессе эксплуатации батарей на их внутренних стенках образуется коррозия, происходит кристаллизация солей, что засоряет поток теплоносителя и негативно сказывается на общей эффективности прогревания радиаторов. Решить проблему можно посредством промывки, однако мало кто знает, как сделать это правильно.



Особенности

Промывка системы отопления не может проводиться «вслепую», ведь нужно знать, с чем придется столкнуться. Обычно батареи плохо нагреваются, когда циркуляция жидкости в них слабая за счет засорения мусором внутренних стенок. Он находится в самой воде в виде взвесей щелочных солей, тяжелых металлов и ржавчины. Коммунальные службы обязаны ежегодно промывать систему, чтобы не допускать уменьшения поступления воды. Но часто эту задачу приходится выполнять самим жильцам, приглашая специалистов для очищения радиаторов от спрессовавшейся внутри грязи.



Особенно данная проблема характерна для чугунных батарей, где иногда для циркуляции воды имеется канал не более 1 см в диаметре ввиду редкой промывки. Причиной засорения стальных радиаторов является застой ржавчины, из-за которой они подвергаются не только засорению, но и разрушению. Не каждый вид промывки подходит для таких батарей, так как после некоторых методов в них могут появиться места течи. Засоряются и пластиковые радиаторы, однако их промывка отличается от очищения аналогов из металла.



Данный процесс нельзя назвать универсальным, ведь его подбирают конкретно для каждого случая. Примером неудачного выбора является промывка отопительной системы работниками ЖКХ, когда они дают мощный напор, резко открывая кран стояка, находящийся в подвале многоквартирного дома. Это приводит к выбиванию запорных элементов и течам в местах соединения пролетов. Но разбирать батарею на отдельные колена с целью механического очищения может не каждый хозяин семьи, чтобы решить проблему засора отопительной системы.

При промывании радиаторов в квартире на нижних этажах не всегда можно ожидать эффективности работы теплоносителя , так как для качественного очищения нужно, чтобы промывку делали соседи всех этажей одной ветки. Иначе после очищения одной квартиры и промывки батарей коммунальщиками при большом напоре какая-то часть мусора может отстать от стенок, при этом грязевые массы попадут в только что очищенные батареи. Однако вряд ли все соседи будут солидарны, когда дело дойдет до промывки, но недостаточное внутреннее сечение создает высокое гидравлическое сопротивление.



Каждый мм в толщине отложений увеличивает расход топлива на 20-25%. В системах централизованного отопления вода должна предварительно очищаться, чтобы снизить степень засорения. Но далеко не всегда это выполняют, хотя жильцы каждый месяц платят приличные суммы за обслуживание дома. Кроме того, радиаторы служат десятилетиями без замены. Согласно установленному регламенту, промывку централизованной и автономной систем нужно проводить ежегодно. Этот срок является критическим. Если перед началом отопительного сезона трубы не промывают, трубопровод засоряется, отчего ломается нагревательное оборудование.

Если игнорировать засорение, последствия могут быть плачевными:

  • система отопления может перемерзнуть;
  • придется покупать новые батареи;
  • понадобится электрический обогреватель, что увеличит цену за электричество.


Как диагностировать?

Промывку необходимо проводить регулярно, так как используемая внутри труб вода зачастую не соответствует нормативам для правильной эксплуатации. Если не делать этого, со временем в радиаторах образуются течи. Диагностировать необходимость можно разными способами.

Обычно признаками необходимости промывки являются:

  • слишком медленное нагревание радиаторов;
  • разная степень нагревания пролетов радиатора;
  • наличие нехарактерных звуков при работе котла;
  • более холодные в сравнении с трубами батареи.


Помимо этого, причиной плохого прогрева может быть завоздушивание. В этом случае достаточно сбросить воздушную пробку посредством крана Маевского.

Способы

На сегодняшний день известно несколько способов промывки систем отопления. Они различны, поэтому их желательно выбирать с учетом степени засорения радиаторов, объема контуров, а также протяженности засора.

Реализовать промывку можно способом:

  • механическим;
  • химическим;
  • дисперсным;
  • гидродинамическим;
  • гидропневматическим;
  • электрогидроимпульсным.




Стоит учесть, что каждый метод имеет свои нюансы, повышающие его эффективность. Например, промывка системы одной только водой под напором малоэффективна, ведь и напора можно не ждать, если контур забит практически полностью спрессованной накипью и ржавчиной.

Механическая

Для такой чистки разбирают трубы. Она эффективно устраняет накопившуюся грязь, но слабо эффективна в отношении накипи на внутренних поверхностях контура. Перед такой промывкой перекрывают вентили перед и после котла, затем сливают воду из контура посредством сливного крана. Если его нет, откручивают заглушку на радиаторе, который расположен ниже и дальше всех в квартире. Для большей эффективности после сброса воды производят демонтаж батарей.



Для разбора радиатора используют ключи нужного размера, в том числе трубный. Для этого отпускают накидные гайки, которые соединяют радиатор с трубами. Радиатор выносят на улицу либо в ванну, предварительно застилая ее плотным текстилем, оберегающим от механических повреждений. После промывки текстиль выбрасывают. Слив в ванне перекрывают сеткой, чтобы не допустить засора канализации.



Прочищают радиатор тросом, им же чистят трубы. Можно первичную грязь убрать в предварительно подготовленную емкость, чтобы снизить нагрузку на систему канализации. Для большей эффективности перед промывкой можно разобрать радиатор на звенья по 2-3. После прочистки батарею промывают, направляя во внутренний контур струю воды. Для этого применяют шланг с переходником, обеспечивая герметичность соединения шланга. Прекращают промывку тогда, когда вода на выходе становится чистой.


Химическая

Данный метод является одним из самых эффективных в частном и многоквартирном доме. Для его осуществления используют химические реагенты. Метод доступен каждому, так как он дешевый, отличается простотой и быстрым результатом. Чтобы промыть так батареи, вовсе не обязательно останавливать отопительную систему. К тому же промывать радиатор таким способом можно не только зимой, но и в летнее время. Метод эффективен в отношении солей кальция и ржавчины.


Для избавления радиатора от засора химическим методом выполняют несложную технологию:

  • подбирают правильный вид химического препарата с учетом системы отопления;
  • жидкий либо порошкообразный реагент разводят так, как написано в инструкции;
  • подготавливают очистительную конструкцию, заливают в нее разбавленный реагент;
  • с помощью насоса вводят химическое вещество в систему и выжидают некоторое время;
  • жидкость спускают, открыв запорный кран;
  • систему промывают несколько раз и заполняют водой.


У данного метода есть свои недостатки. Используемые для него реагенты токсичны, что может нанести вред здоровью и требует особо аккуратного подхода к их использованию при промывке системы. Кроме того, способ не подходит для очищения радиаторов из алюминия и создает проблему утилизации использованного раствора. Не всем нравится и то, что для подключения бустера к системе нужно выполнять разрыв контура.

Если отопительный контур не запрессован, в целях промывки можно применять каустическую соду, уксус, молочную сыворотку, а также фосфорную и ортофосфорную кислоту. Важно учесть, что выбранное для очищения химическим препаратом время должно быть точным. Если одним препаратам достаточно для разрушения спрессовавшейся грязи несколько часов, другие можно оставлять в системе на сутки и более. Если игнорировать этот факт, можно повредить структуру радиаторов изнутри.


Дисперсная

Биологическая промывка является усовершенствованной модификацией химического способа устранения засора радиаторов. Однако действие реагента здесь несколько отличается от первоначального метода. Поступавший в систему разбавленный реагент не разрушает структуру металлических радиаторов: его действие направлено на молекулярный разрыв соединений металла и спрессованной грязи. Данный способ применим для батарей из разных материалов, что удобно, и не образует течи.



Используемые растворы не вредны для человека, поэтому здесь нет проблем с утилизацией отработанного материала. В процессе промывки грязь из батарей выходит в расщепленном виде, поэтому ее куски не забивают пролеты радиатора и трубы. После обработки на поверхности образуется специальная гидрофобная пленка, которая предупреждает образование нового известкового налета внутри контура.

Процесс осуществляют следующим образом:

  • рассчитывают количество реагента исходя из особенностей систем отопления;
  • подготавливают устройство, как в химическом методе;
  • прибор подсоединяют к системе, включают насос, вводят жидкость в контур системы;
  • по прошествии нужного времени отработанный материал сливают в канализацию;
  • выполняют промывку системы водой несколько раз;
  • систему заполняют чистой водой.



При выполнении промывки в отопительный сезон нужно подсоединять прибор, замыкающий систему отопления.

Гидродинамическая

Эта методика представляет собой подачу в отопительную систему тонких струй воды под высоким давлением. Для него применяют специальные насадки. Вода будет подаваться не из крана при помощи шланга, а посредством насоса под давлением. При использовании этого метода возможно останавливать подающий шланг на особо проблемных участках, где требуется промывка. Способ считается экологически чистым и эффективным в отношении чугунных радиаторов.



Однако в домашних условиях его выполнить не так просто, ведь оборудование, которое может дать давление воды в несколько сотен атмосфер, стоит недешево. К тому же для такой промывки нужен опыт, что может потребовать вызова специалиста. Недостатком является и тот факт, что предварительно отложения нужно размягчить специальным раствором, который для каждого материала батарей различен.

Гидропневматическая

Этот метод подразумевает собой промывку отопительной системы за счет подачи внутрь контура воздуха под высоким давлением. Ее осуществляют через вход либо выход одного из радиаторов, применяя компрессор, который подключают через обратный клапан. Такое подключение исключает попадание воды в систему. Компрессор обеспечивает подачу пара, создавая турбулентный поток с большой энергией. От этого происходит срывание наростов спрессованной ржавчины внутри контура и вымывание их из системы.

Чтобы промыть таким способом радиаторы, перекрывают воду. После этого к радиатору подключают компрессор с пневмопистолетом. Когда батареи не демонтируют, на самой дальней из них откручивают заглушку и подключают через переходник шланг, который будет собирать мусор. Его выводят в унитаз. Первую подачу воздуха, которая представляет собой кратковременный импульс, выполняют в направлении, обратном потоку циркуляции системы.


Повторную подачу выполняют, меняя направление воздуха. Для этого шланги для подачи и сбора меняют местами. Для большей эффективности метода можно провести демонтаж радиатора, хотя это более хлопотно. Батареи можно вынести на улицу, где промыть их будет проще. После промывки их ставят на место, затем контур подключают к теплоносителю и запускают систему, чтобы вымыть остатки грязи.

Затем перекрывают подачу воды, убирают шланг для слива, ставят заглушку на место. Теперь систему можно запускать в работу. Метод основан на ударных волнах, которых в общей сложности может понадобиться от 2 до 5. Данный способ промывки не занимает более нескольких минут, если радиаторы не снимают. Он не зависит от электричества, так как установка работает автономно. Его недостатком является ограниченный радиус действия, что зависит от технических характеристик используемого пневмопистолета.


Электрогидроимпульсная

Такая очистка выполняется на основе применения энергии электрического разряда, что разрушает накипь и соли, осевшие внутри контура. Однако при этом батареи и трубы не повреждаются. Для данного метода нужно специальное оборудование, хотя эффективность его высока, а сам процесс не нуждается в разборке системы отопления. Ударная волна будет уничтожать имеющуюся накипь. А после проведения процесса останется только промыть систему чистой водой, чтобы избавиться от отставших от стенок отложений.


Данный метод является альтернативой замены батарей. Он основан на применении электрического заряда в воде и не требует большого количества энергии. После применения специальной установки теплообменные поверхности очищаются от илистых и известковых отложений полностью, что увеличивает внутреннее сечение контура до фабричного. При этом можно очистить радиаторы и трубы любой конфигурации. В трубу помещают коаксиальный кабель со специальной аппаратурой на конце. В процессе работы создаются периодические электроразряды, отчего образуются мощные волны и гидродинамические потоки, за счет которых происходит эффективное очищение.


Что потребуется?

Чтобы промыть самостоятельно систему отопления без разбора радиаторов, понадобится специализированное оборудование (CIF), которой называют очисткой на месте. Оно необходимо, чтобы насос дал направление движению жидкости в системе. Установка представляет собой емкость из пластмассы с насосом. Кроме этого, понадобится раствор для промывки. Его нальют в бак, с помощью насоса заполнят систему.

Выбирают такое оборудование исходя из нескольких факторов.

  • Система очистки должна быть автоматической с управлением подачи импульсов для промывания.
  • Корпус изделия должен быть стойким к применению различных дезинфицирующих средств.
  • Важны размеры и вес, ведь при больших габаритах пользоваться оборудованием будет сложно. Оптимальный вариант будет весить 7-8 кг.
  • Желательно, чтобы устройство имело индикатор давления и расхода воды, наличие реверса потока.
  • Емкость должна вмещать в пределах 10-20 л.



Если планируется механическая чистка радиаторов, нужно приготовить тару для слива грязной жидкости, ненужные старые тряпки, которые хорошо впитывают влагу, а также полиэтилен, чтобы не навредить напольному покрытию в месте чистки либо по ходу перемещения радиатора для промывки. Кроме этого, в работе понадобятся ключи, газовая горелка или керосиновая лампа, шланг под размер трубы отопления, трос для прочистки и железная щетка. При применении химического метода будет нужен реагент, который не разрушает батареи, компрессор, аппарат для ввода жидкости в систему отопления. Машину выбирают надежную, экономия средств в данном случае может отразиться на качестве промывания. При этом учитывают тип используемого материала для очищения.


Очистка

Очищение радиаторов в домашних условиях зависит от квалификации мастера. Технология выполнения химического метода описана выше. При наличии определенных навыков промывка батарей проводится своими руками механическим методом. На пол стелют полиэтилен, готовят тряпки, инструменты. Перекрывают кран стояка и сливают жидкость из системы. Работа будет грязной, поэтому готовят емкость, чтобы собрать выходящую грязь с кусками ржавчины.


Для слива откручивают место соединения трубы и радиатора в самом дальнем от источника тепла радиаторе квартиры. При этом оставшаяся вода будет течь на пол, что нужно предотвратить, подставив емкость. Алюминиевые батареи имеют сливные краны, что упрощает процесс слива остаточной жидкости. Если радиаторы выполнены из чугуна либо стали, откручивают заглушку. Если она прикипела, процесс откручивания выполняют с помощью газовой горелки. Как только заглушка станет поддаваться, ее откручивают ключом, батарею снимают с петель, осторожно поворачивая и сливая ржавую воду в подготовленную для этого емкость.


Не всегда возможно промывание батарей на улице. Например, чугунные радиаторы довольно тяжелые. Если задумано промыть радиатор в ванне, ее обязательно застилают старыми тряпками, защищая эмаль. Мало просто залить воду внутрь батареи и встряхнуть ее, это не даст нужного эффекта. После снятия нужно удалить из нее первичную грязь специальным тросом. Его заталкивают внутрь и поворачивают, вытаскивая зловонную илистую массу. При этом может просачиваться вода, которую задерживал засор в батарее.


Нужно позаботиться о том, чтобы, помимо пола, защитить и настенную облицовку, ведь жидкость при выходе может брызнуть на стены. Если принято решение разобрать радиатор на отдельные секции для более качественного очищения, это делают до помещения элементов в ванну. Проще промывать отдельные составляющие: это эффективнее. Делают это с помощью шланга, так как нужен напор воды, иначе удалится только первичная грязь.

В этой статье поговорим о том, какими способами можно выполнить промывку старых чугунных батарей отопления. Одним из достоинств качественных является долговечный срок службы. Однако такое обстоятельство, как закупорка радиаторов, приводит к худшему обогреву помещения.

На загрязнение батарей влияет несколько факторов. Но главным из них праву считается появление коррозии из-за сливания воды из системы отопления в летний сезон и низкого качества .

Если температура прогревания отопительных труб достаточно высока, критически загрязненные радиаторы будут выдавать чрезвычайно низкий показатель теплоты. Для предотвращения этого необходимо в 15-20 лет провести профилактические меры, чтобы очистить радиаторы от различных загрязнений.

Выполнить профилактические работы по очищению многосекционного чугунного радиатора не сложно, но не каждый сможет поднять и демонтировать самостоятельно отопительный прибор. Лучшим вариантом будет выполнение подобной работы с сантехником или помощником.

Другой выход из ситуации: разобрать радиатор чугунный секционный на мелкие секции. В таком случае очистка отопительного прибора не создаст проблем.

Если очистительные работы будут проходить в многоквартирном доме с центральным отоплением, нужно удостовериться, что в процессе выполнения профилактических мер отопительную систему не включат. В частном загородном доме достаточным условием будет ознакомление с метео-прогнозом на ближайшие несколько часов-суток.

Как правило, для очищения батареи используют кальцинированную соду, растворенную в горячей воде. Чтобы раствор не выливался из радиатора, требуется установить специальные заглушки на концах отопительного прибора. Кроме того, необходимо чуть-чуть потрясти батарею и оставить ее примерно на час.

Следующий этап заключается в простукивании деревянным молотком (киянкой) по всем секциям радиатора. Это необходимо для отсоединения ржавчины и наростов, отслоившихся благодаря воздействию кальцинированной соды, от внутренней поверхности отопительного агрегата.

Затем необходимо снять одну из и прикрепить на ее место резиновый шланг, подключенный к водопроводу. Далее нужно снять вторую заглушку. Кран водопровода нужно полностью открыть, чтобы создать мощный моток воды, который будет вымывать весь мусор из радиатора.

Если воспользоваться компрессором для проведения данной процедуры, то эффективность работы будет увеличена. Раствор кальцинированной соды можно с уверенностью заменить на обычную молочную сыворотку, также способствующей отслоению различных загрязнений внутри радиатора.

Кальцинированную соду также можно заменить жидкостью или средством для промывания автомобильного радиатора. Однако в таком случае придется тщательным образом изучить инструкцию, дабы правильно рассчитать необходимую дозировку согласно объему радиатора.

Изначально в отопительный прибор заливается жидкость для промывания чугунных радиаторов отопления, затем туда же добавляется горячая вода. Батарею необходимо продержать в таком состоянии около двух часов, однако каждый 10 минут придется волшебным образом шевелить секции. По истечении двух часов радиатор чугунный секционный необходимо тщательным образом промыть посредством и проточной воды.

Чтобы сохранить радиатор чистым, можно пойти на хитрость и установить отвод с заглушкой перед входным отверстием. В таком случае частички ржавчины будут присоединяться к магниту, установленному снаружи. Смотрим видео.

Благодаря таким действиям вся грязь и ржавчина будут притягиваться к определенному месту и не будут попадать в батарею. Конечно, подобную заглушку нужно периодически очищать и устанавливать обратно. Но предпринятые мероприятия в будущем оградят от очищения всей батареи.