Дьявол как рыкающий лев. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Прп. Нил Синайский

1-е Петра 5:6-8

Какова цена пробуждения? Святой Дух указал мне на это место Писания и сказал: «Это и есть цена».

Дело в том, что дьявол ищет людей, которых можно поглотить. Согласно этому отрывку, к этой категории относятся те, кто не возложили свои заботы на Господа и продолжают нести их на своих плечах. Они лелеют свои заботы, купаются в своих беспокой­ствах и позволяют своим тревогам прогуливаться взад и вперед в их воображении, пока холмик размером с муравейник не превращается в высоченную гору. Они превращаются в легкую добычу, которую враг погло­щает без особого труда.

Поэтому Петр говорит: «Давай, возложи свои заботы на Бога. Это акт истинного смирения. Это действие силы Святого Духа».

Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Иисусе Христе, Сам, ПО КРАТКОВРЕМЕННОМ СТРАДАНИИ ВАШЕМ, ДА СОВЕРШИТ ВАС, ДА УТВЕРДИТ, ДА УКРЕПИТ, ДА СОДЕЛАЕТ НЕПОКОЛЕБИМЫМИ.

Когда Святой Дух впервые обратил мое внимание на этот отрывок Писания, я подумал, что вообще страдания могут сделать хорошего для верующего? Сколько себя помню, я никак не мог понять, зачем Бог всей благодати допускает страданиям время от времени случаться в нашей жизни.

Я спрашивал Господа: «Мало того, что дьявол ищет случая растерзать меня, вдобавок все эти страдания и испытания то и дело обрушиваются на мою жизнь. Почему Ты просто не возьмешь и не избавишь меня от всего этого? Какая Тебе польза от того, чтобы я страдал, прежде чем Ты придешь и поможешь мне решить проблему?»

Сегодня я могу точно сказать, какую роль играют страдания и гонения. По мере вашего приближения к агапе эти испытания заставляют всплыть на поверхность все изъяны вашего характера Ничто другое не выявит эти недостатки быстрее.

Заметьте, что вы не одиноки в этом неприятном переживании. Те же самые страдания случаются с христианами во всем мире. Каждому верующему, желающему более глубокого познания Бога, не избежать на определенном этапе процесса очищения, который осуществляется именно во время тяжелых испытаний.

Однако важно понимать, что Бог не посылает вам страдания и испытания. Он сказал, что сатана приходит, чтобы поглотить, используя заботы, беспо­койства и страхи. Но когда дьявол втягивает вас в конфликт или обнаруживает ваши слабые места, Бог ожидает, что вы воспользуетесь силой Его Слова, чтобы укрепить эти уязвимые места истиной.

Трудные времена в моей жизни заставили всплыть на поверхность некоторые вещи, от которых мне было необходимо избавиться, чтобы Бог мог утвердить меня, укрепить и сделать непоколебимым. Раньше я не понимал, почему Бог позволял мне страдать, но теперь понимаю. Я вижу в себе плоды Его очищающей работы!



После очищения приходит мир

На протяжении нескольких последних лет мое сердце все больше и больше наполняет мир, который не поддается описанию и превосходит разумение. Я обнаружил Святое Святых моего духа, где я постоянно могу наслаждаться общением с самим Князем Мира. Здесь, в потаенном месте, Он раскрывает мне открове­ния, о понимании которых я мечтал многие годы.

Этот мир является мощным оружием против врага, потому что ничто так не мешает дьяволу управлять мной. Когда этот мир начал владычествовать в моей жизни, прошлые беспокойства и страхи оставили меня. Эти дела плоти буквально умерли под действием силы этого мира

Утвержденный, укрепленный, непоколебимый

Если бы много лет назад вы спросили меня: «Брат Роберсон, чего вы просите у Бога?» Я ответил бы: «Я просто хочу, чтобы Он использовал меня. Я хочу, чтобы Он помазал меня принести великое пробуждение.

Я хочу увидеть такое пробуждение, когда на служение приводят пятьдесят глухих и немых и сходит такая Божья сила, что они начинают прыгать от радости и кричать: «Я слышу! Я могу говорить!» Затем те, кто был исцелен, расходятся по городу. И через десять дней весь город спешит попасть на служение - пробуждение началось! Вот чего я хочу».

Затем, если бы вы задали второй вопрос «Брат Роберсон, вы уверены, что способны выдержать такое помазание?» Я ответил бы: «Конечно, да. Пусть только Господь даст его мне, и вы сами убедитесь!»



Но дьявол не замедлил наброситься на меня, чтобы отбить у меня всякое желание к пробуждению. Я так благодарен за сверхъестественный мир, который помогал мне устоять против всех атак врага.

После того, как я пострадал некоторое время, начали всплывать на поверхность мои недостатки. Я хорошо увидел некоторые значительные изъяны своего характера и сказал Господу: «Хорошо, Бог всей благодати. Я вижу, от чего Ты хочешь очистить мою жизнь. Я готов исправиться».

Стоял ли Бог в стороне, позволяя мне страдать какое-то время? Да, но делал это потому, что я просил Его использовать меня. Он сказал мне: «Эти вещи не позволяют Мне использовать тебя». А когда я спросил Его, почему Он сразу не избавил меня от страданий, Он ответил: «Потому что в самом начале ты не верил, что эти вещи были преградой между нами».

Б последствии я стал лучше понимать, почему Бог именно таким образом ответил на мою молитву о пробуждении. Он должен был умертвить любую слабину в моем характере, которая позволяла сатане настраивать во мне свои твердыни посредством угроз и страха

Впротивном случае, уловив подходящий момент, в самом разгаре пробуждения дьявол обнажил бы мои слабые места и использовал их против меня. Но Бог вовремя вмешался, и Его благодать утвердила, укрепила и сделала меня непоколебимым через очищающую работу молитвы на языках.

Когда процесс завершился, я даже был готов к дальнейшему очищению на пути к агапе. Я больше не имею ничего против очищения, благодаря глубине мира, который приобретаю, подчиняясь Святому Духу на протяжении многих лет.

Кроме того, я знаю, что Бог хочет поднять меня выше всех этих испытаний. Не Его вина, что мне необходимо побыть в пламени огня, чтобы увидеть плоть, все еще действующую в моей жизни.

Я благодарю Бога за каждую слабость, которую раскрыли страдания. Я хочу, чтобы Бог благодати пришел и расквитался с этими немощами. Я не хочу жить с необнаруженными изъянами, год за годом проходя через одни и те же страдания и испытания, только по причине незнания о существовании этих недостатков.

Я не хочу оставить свой след в истории как один из неудачников. Я хочу очиститься, чтобы Бог мог совершить пробуждение!

Я испытываю слишком сильную жажду по Богу, чтобы просто ходить в церковь, приносить десятину и каждую среду и воскресенье протирать штаны о церковную скамью. Я слишком сильно желаю горнего, чтобы провести неделю, играя в гольф, а затем выйти за кафедру с интеллектуальной лекцией, способной разве что поразмять людское воображение.

Пробуждение кипит в моем духе. Я не собираюсь простаивать на нейтральной территории, пока не придет дьявол и не обкрадет меня, сделав номиналь­ным проповедником, которому остался один шаг, чтобы вообще перестать проповедовать о молитве.

Если пост и молитва на языках заставляют мои недостатки всплывать на поверхность, пускай так оно и будет. Если возрастание в силе включает в себя молитву на языках, которая назидает меня и поднимает выше плотского, управляемого чувствами уровня жизни, значит, пойдем этой дорогой.

Если превосходнейший путь к познанию высоты и глубины Бога заключается в стремлении к агапе, тогда вперед, Бог всей благодати да очистит меня от всего, что мешает ходить в любви! Если мне нужно страдать до тех пор, пока не увижу свою проблему, я не возражаю, потому что хочу стать утвержденным, укрепленным и непоколебимым. Я хочу еще глубже окунуться в Его славу!

Однако я не собираюсь ждать, когда придет испытание и раскроет мои немощи. Я обнарркил, что когда говорю божественные тайны и секреты во время молитвы в Святом Духе, свеча моего возрожденного духа разгорается все ярче и ярче, освещая все темные места, нуждающиеся в очищении.

Если я позволяю Святму Духу работать во мне, эти немощи проявятся сами без помощи тяжелых испытаний. Это и есть осознанный рост и назидание! Для этого требуется только мое желание!

Языки умолкнут

Таким образом, агапе является целью, а средством к достижению духовной зрелости, позволяющей ходить и агапе, служат языки для личного назидания. Обратите внимание, что Павел говорит в Первом Коринфянам 13:8;

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится .

Когда мы покинем эту землю, языки умолкнут, в то время как любовь агапе вечна. Любовь пересечет черту смерти и останется с вами на небесах. Но там вам больше не понадобится сверхъестественным образом говорить ни на одном из земных языков. Иные языки умолкнут. Вы будете говорить на одном всеобщем небесном языке. Вы сможете подойти к любому встречному и свободно разговаривать с ним.

Я помню, как Кеннет Хейгин рассказывал о том, как однажды его посетил Сам Иисус. Очевидцы этого события говорят, что, казалось, брат Хейгин смотрел на что-то, чего они не видели, и говорил на незнакомом языке. Казалось, он разговаривал с кем-то, потому что он то говорил на языках, то останавливался, как бы слушая, что ему отвечал собеседник.

Позднее присутствовавшие на том собрании узнали, что брат Хейгин увидел видение, в котором Иисус стоял на том месте и разговаривал с ним. Незнакомый язык, на котором говорил Иисус, звучал в разуме брата Хейгина, как простой английский, а он отвечал Иисусу на языках. Эти двое вели разговор на небесном языке.

Следовательно, извлекать пользу из молитвы на языках актуально сегодня, а не после того, как вы умрете и отправитесь на небеса. Бог дал вам этот дар, чтобы вы использовали его в этой жизни для вашего же блага

Но этот драгоценный дар окажется для вас совершенно бесполезным, если вы не позволите Святому Духу создавать внутри вас Его сверхъ­естественный язык, чтобы затем просто выражать его вслух своими устами. Вы должны посвятить себя молитве на языках, тогда Святой Дух сможет наставлять, очищать и назидать вас на вашей святейшей вере, сохраняя вас в Божьей любви агапе.

Бог не может излить Свою славу на неочищенный народ

Почему Бог хочет очистить нас от всего, что связывает и ослепляет нас? Конечно же, Он освобож­дает нас, чтобы мы сами могли получать благословения. Но также Он хочет, чтобы мы служили гуманности. Он хочет видеть нас свободными от греха, чтобы мы, движимые Божьей любовью агапе, могли приводить потерянных к Иисусу.

Нам предстоит исполнить Великое поручение: И сказал (Иисус) им: идите по всему миру и пропове­дуйте Евангелие всей твари (Марк 16:15).

Бог хочет, чтобы мы были полны мудрости и лишены греха, чтобы говорить людям истину в любви.

Дело в том, что Бог сам хочет пробуждения на этой земле. Вам не надо Его упрашивать. Он не сидит па своем троне и не говорит: «Я лучше посижу на троне и понаблюдаю за тем, как люди идут в ад. Мне совсем не хочется устраивать пробуждение. У Меня мигрень, да и вообще сегодня Я не чувствую сильного побуждения в Духе».

Нет, это не похоже на Бога. Он непрестанно ищет людей, которым может открыть Свою силу. Он жаждет излить на людей Свое помазание, чтобы началось пробуждение.

Но Бог знает, что как только Он это сделает, сатана тут же пошлет свой отряд «прочесать» район и обрушить неимоверное давление на всех, кто действует в Божьей силе. И те, кто не устоит против атак дьявола, пожалеют, что родились на свет!

Поэтому Бог изливает Свою славу порциями, и она пропитывает наше существо. Но единственная земля, способная принести плод, это не засоренная необрезанными мертвыми ветвями часть нашего сердца

Вот почему так важно быть постоянно откры­тыми для очищающей работы Святого Духа - не только ради собственного блага, но ради потерянного и погибающего мира

Хождение в Духе

В этой книге я описал работу Святого Духа, которую Он совершает внутри нас, чтобы оградить вас от заблуждения и вложить в наш дух план, специально разработанный Богом для жизни каждого из нас.

Иногда мне кажется, как будто я слышу голос в пустыне, взывающий: «Молись, пожалуйста, молись!» Очень долго и настойчиво я просил Бога помазать меня проповедовать о том, как ходить в Духе и не исполнять похотей плоти. Изо всех сил я стараюсь быть верным этому призванию.

Желание Бога - освободить вас от жизни, управляемой плотью, и ввести в жизнь зрелости и сыновства. Это Его приоритет, но выбор за вами. Вы должны подчиниться руководству Святого Духа. Вы должны принять решение выйти из-под контроля плоти и войти в жизнь, управляемую Духом.

Как Бог научил меня, так и я в свою очередь передал вам, что главным ключом к хождению в Духе является назидание, которое получает человек, проводящий хоть сколько-нибудь времени в молитве в Святом Духе.

Итак, собираетесь ли вы молиться на языках немного больше, чем раньше? Намного больше? Если да, то будьте внимательны, скоро вы займете свое место в истории! Вы познаете Божье сострадание. Вы получите Его силу. Вы узнаете Его план.

Время коротко, не откладывайте свое путешествие к открытию величайших тайн всех времен - Божьего плана для человечества, для вашего поколения и для вашей жизни!

Приложение 1

Что мешает получить крещение Святым Духом

Принять Святого Духа очень просто. Но дьявол пытается все усложнить, выстраивая твердыни в разуме людей, чтобы родить враждебность по отноше­нию к говорению на иных языках.

Твердыни разума

Дьявол непременно попытается использовать негативные учения, которые человек слышал в прошлом, чтобы воздвигнуть в его разуме твердыни или препятствия к говорению на языках.

Твердыня разума - это система взглядов, подкрепляемая эмоциями. Такая система формируется в течение жизни человека в результате неверного хода мыслей или стереотипа мышления, блокирующего взаимодействие разума с Божьей истиной. И все же эти твердыни можно разрушить, если заместить их Божьим образом мышления, изложенным в Его Слове.

На некоторых людей, вероятно, повлияло ошибочное учение о том, что языки не действуют в наши дни. Другие были научены, что на языках говорят только необразованные, эмоционально неуравнове­шенные люди. Каким бы ни было заблуждение, этим людям необходима помощь здравого учения, чтобы разрушить твердыню разума, которая не позволяет им получить дар говорения на иных языках.

Иногда присутствует влияние духа деноминационализма. Религиозные духи, как правило, стремятся ослепить умы людей, чтобы лишить их понимания истины. Они убеждают человека замкнуться на его собственном «откровении», даже если это учение полностью противоречит Слову. Когда эти «умопомрачающие» духи начинают свою работу, их необходимо связывать во имя Иисуса. Только тогда человек, желающий получить крещение Святым Духом, сможет свободно принять этот дар от Бога.

«Я недостоин принять Святого Духа»

Одна из основных твердынь в разуме людей возникает в результате учения о том, что человек сначала должен измениться в лучшую сторону и стать достойным крещения Святым Духом.

Некоторые традиционные церкви учат, что прежде, чем человек может быть крещен Святым Духом, он должен пройти процесс освящения. Людей учат, что Бог не исполнит их Святым Духом, пока они не освободятся от дел плоти, таких как, например, курение, пьянство или жевание табака.

Вследствие этого люди год за годом стремятся к освящению, но у них не хватает сил избавиться от тех или иных грехов. А так как они не верят, что достойны получить крещение Святым Духом, пока не достигнут освящения, то и не могут принять его.

На самом деле все наоборот. Библия говорит, что только при помогци Духа мы можем умертвить дела плоти (Рим. 8:13). Святой Дух действует в вашей новой природе и умерщвляет все, что неугодно Богу. Следова­тельно, лишать людей исполнения Святым Духом, главным средством, которое Бог использует для очищения души и плоти, значит полностью противо­речить Писанию.

Дело в том, что своими собственными силами вы никогда не станете достойным принять дар Святого Духа. Поэтому в момент рождения свыше Бог буквально забирает вашу ветхую природу и создает в вашем духе новую. За основу для крещения вас Святым Духом Бог берет именно эту новую праведную природу, а не ваши дела. Не требуется никакой другой подготовки, кроме того, что уже совершилось, когда вас омыла кровь Иисуса.

Иак 4,7: “Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас”.

1Пет 5,8: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”

Общепринятое толкование

Эти места употребляются в качестве доказательства того, что диавол является подобным льву чудовищем, который ищет среди людей, кого бы поглотить, а потому Христиане должны быть начеку.

Комментарии

1. Диавол - “как рыкающий лев”. Верующие, что диавол - это чудовище, настаивают, что подобные стихи нужно понимать буквально. Однако в таком случае возникает трудность, ибо диавол в Откр 12,9 так же описывается как змеем и драконом, и человеком в Ин 6,70. Если всё это надо понимать буквально, тогда становится не понятным, на кого все-таки похож диавол.

2. Грех порождается внутри нас (Иер 17,9; Иак 1,14-15). Снаружи нас нет никого, кто бы понуждал нас грешить (Мк 7,21-23). Учитывая все эти такие ясные и бесспорные высказывания, обсуждаемые нами сейчас места не могут служить доказательством существования какой-то личности, понуждающей нас грешить, ибо Библия не противоречит сама себе.

3. Если диавол может ходить, как рыкающий лев, то почему его никто не видел и не слышал?

4. Как бдительность и противостояние человека могут заставить диавола бежать, если он обладает сверхчеловеческими возможностями?

5. Здесь говорится о том, что диавол может “поглощать” людей. Во 2Тим 2,26 сказано, что он уловляет людей в свою волю, т.е. чтобы они следовали за ним (ср. с 1Тим 5,15). А потому поглощение не может быть буквальной смертью. Когда рыкающий лев поглощает человека, то он на самом деле сначала убивает его, а уж потом поглощает. Ну, а если поглощение не буквально, тогда не буквален и лев. Всё, и “поглощение” и “хождение” и “лев” являются образным описанием образного понятия “диавол”.

6. В Писаниях очень часто встречается сравнение людей со львом (например, Пс 21,13,14, где говорится о распявших Христа Иудеях; Пс 56,5; Пр 28,15). Павел, рассказывая о своем успешном первом противостоянии обвинителям, говорит, что он “избавился из львиных челюстей” (2Тим 4,17), тем самым сравнивая Римский суд со львом. А потому диавол, ищущий кого поглотить, может означать как Римлян, так и Иудеев, ищущих возможность, обвинить и осудить живущих среди них Христиан. Именно по этой причине Павел пишет о том, как нужно жить Христианину, дабы не дать диаволу возможности привести их на суд (2Кор 2,11; 1Тим 5,14-15; 3,6-7; 2Тим 2,26; 2Кор 11,12).

Между 2Тим 4,17, где говорится об избавлении Павла от львиных челюстей и 2Тим 3,11-13, где рассказывается о гонениях Павла Иудеями, много общего, ибо Павел говорил, что “от всех (гонений и страданий) избавил меня Господь… и избавит меня Господь от всякого злого дела” (Иудейских лжеучителей - см. “Возможные объяснения”, № 2 на 1Тим 5,14-15).

Таким образом этого диавола в образе льва можно истолковать двояко: а) как наши злые похоти и б) как злые похоти Римского и Иудейского миров.

Возможные объяснения

Иак 4,7

1. В предыдущих стихах о диаволе говорится, как о наших злых похотях: “дух, живущий в нас… Бог гордым противится” (ст 5-6).

2. Наша гордость порождает наши злые похоти (Гал 5,19; Мк 7,21-23). Диавол - это мы сами. Мы двоедушны, а потому нам нужно исправлять сердца (Иак 4,8). Если мы не противимся диаволу, он становится нам ближе - или же наши злые похоти глубже проникают в нас. Если же мы покоряемся Богу, приближаясь к Нему, то и Бог приближается к нам (ст 8). Если мы смиряемся (ст 6) и не двоедушничаем в противостоянии диаволу (ст 8), живя исключительно по одному только слову Божиему, тогда диавол убежит от нас. По своему личному опыту каждому из нас хорошо должно быть известно, когда мы сознаем свои похоти и стараемся противостоять им (диаволу), они отступают, бегут от нас.

3. В Еф 4,27 говорится то же самое: “и не давайте места диаволу” (см. комментарии к этому стиху).

4. “Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные” (Иак 4,7-8). Это – описание человека, приближающегося к Богу, и Бога, приближающегося к человеку. Чем ближе человек к Богу, тем дальше от него убегает диавол.

Таким образом, чем больше мы прилагаем духовных усилий для приближения к Богу, тем шире становится пропасть между нами и диаволом. Так же обратите внимание на то, что Иаков говорит о приближении к Богу через покаяние – “очистите руки…” Это напоминает Лк 15,20, где отец (или же Бог) спешит на встречу своему раскаявшемуся блудному сыну, приближаясь к нему, по мере его приближения. Очищение рук и исправление сердец, о которых говорится в ст 8 и которыми преодолевается диавол, происходит благодаря очищению “банею водною посредством слова” (Еф 5,26), а также благодаря освящению тем же словом (Ин 17,17). Таким образом получается, что слово побеждает диавола, или же наши злые помыслы, ибо очень часто приходится замечать, как слово меняет человека.

5. Противостояние диаволу заставляет бежать его. Так что существует неразрывная связь между противостоянием и его бегством -–Христианам необходимо бежать от диавола и противостоять ему. Иисус Христос назидал Христиан бежать от Иудейского диавола при гонениях, а так же бежать от религиозных заблуждений (Мф 10,23; Деян 13,50-51; Ин 10,5). В Мф 24,16 Он предупреждал Своих учеников, чтобы те бежали от Римского диавола.

6. В Деян 6,10 написано о том, как Христиане противостояли Иудейскому диаволу: “но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он (Стефан) говорил”. В Лк 21,12,15 говорится о том, что они могли противостоять как Иудейскому, так и Римскому диаволу: “возложат на вас руки… предавая в синагоги (Иудейский диавол) и в темницы, и поведут пред царей и правителей (Римский диавол)… ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся (как Иудеи, так и Римляне) вам”.

Мы уже говорили о том, что Еф 6,11-13 вполне может подходить к описанию Иудаизма и Римской империи, созданных на “день злый” для гонений церкви. “Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый” (Еф 6,13) – т.е. церковь могла успешно (по крайней мене в конечном итоге) противостоять, бороться как с Иудаизмом, так и с Римским государством.

1Пет 5,8 (Возможные объяснения. Продолжение)

1. Самый главный наш противник – наши злые похоти.

2. Между 1Пет 5,5-10 и Иак 4,7-9 много общего. Нижеследующая таблица дает представление об этой общности.

Иак 4,6-11

1Пет 5,5-9

“Итак покоритесь…”

“Повинуйтесь”.

“Смиритесь пред Господом, и вознесет вас”.

“Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас”.

“Не злословьте друг друга”.

“…подчиняясь друг другу…”

“Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”.

“Противостаньте диаволу”.

“Диавол… Противостойте ему”.

Итак, диавол в Иак 4,7 – то же самое, что и в 1Пет 5,8 – наши злые похоти, а так же Иудаизм и Римская империя.

3. В 5-й главе своего 1-го Послания Петр говорит об усердии (ст 2) и смиренномудрии (ст 5), Христианские качества, помогающие им все заботы в этой жизни возлагать на Бога (ст 7). А для того, чтобы Христиане могли так относиться к миру сему, им необходимо трезвиться и бодрствовать, т.е. иметь здравое мышление, которое является противником больному воображению, или же диаволу (ст 8). Или, как о том писал Павел в Рим 12,16: “Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе”. Именно поэтому в ст 9 Павел утешает верующих тем, что говорит им, что все их братья во всем (Римском) мире переживают те же самые трудности, ибо все верующие везде ведут одну и ту же битву со своим противником диаволом, со своими злыми похотями – и это приносит довольно-таки сильное утешение, особенно когда чувствуешь, что твое искушение необычно и слишком сильно.

4. Противостойте диаволу твердою верою, или же одной верою, которая основана исключительно на слове Божием (Еф 4,4-6). Таким образом слово Божие преодолевает диавола. То же слово одолевает и злые похоти и помышления, из чего можно прийти к заключению, что диавол как раз и является этими похотями и помышлениями. “И сия есть победа, победившая мир, вера наша” (1Ин 5,4) – из чего следует, что “мир” = “диаволу”. В 1Ин 2,16 перечисляется все то, из чего состоит мир сей: “похоть плоти, похоть очей и гордость житейская”.

5. О том, что диаволом, которому должны были противостоять Христиане, были Римская власть и Иудаизм, говорится в комментариях к Иак 4,7.

6. 1Пет 5,9: “Такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире”. Под словом “мир” часто подразумевается власть Римского мира, ибо во всей Римской диавольской империи Христиане подвергались гонениям (особенно во времена императоров Нерона и Домициана). Мы уже раньше говорили о том, как диавол олицетворял Римскую власть, при помощи которой Христиан старались подвергнуть унижениям как сами Римляне, так и Иудеи (вспомните, как Иудеи искали уловить Иисуса Его же словами в Лк 11,54, и искали “доказательства на то, Христос ли говорит” в Павле – 2Кор 13,3).

7. О членах Иудейского сатаны говорится, что и они тоже “ходят” – ходят так же, как ходит диавол в 1Пет 5,8 (например, Ин 12,35 и вся глава; Рим 14,15 - поступать; 2Кор 4,2 – прибегать. Одно и то же греческое слово).

8. Этому месту параллельно Иез 22,25: “Заговор пророков ее среди нее - как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов”. Так что Павел мог говорить о некоторых отступниках от веры Иудеях в Иерусалиме, которые хотя и имели вид праведников, но были виновны в духовном разорении народа. Они точь-в-точь походили на Иудейского диавола первого столетия, рыкающего, как лев. Обратите внимание, что этот “лев рыкающий” обирал “драгоценности”. Интересно, является ли простым совпадением то, что Петр в своих Посланиях восемь раз называет “драгоценным” то, из чего состоит Христианская вера, то, что Иудейский диавол пытается погубить? Это слово встречается во всем Новом Завете еще только двенадцать раз.

9. Слово “противник” в этом месте может означать “соперника” на суде (Мф 5,25), намекая на преследование Христиан по суду Римскими властями, или же диаволом. Всё, чего хотел Петр, предупредить и приготовить Христиан к грядущим на них гонениям от рук Римского и Иудейского диавола (1Пет 5,9; 4,12,16-19).

10. Греческое слово, переведенное здесь как “противник” не то же самое слово, которым переводится “сатана”. Оно так же встречается в Лк 12,58: “Когда ты идешь с соперником своим к начальству (во времена гонений – ст 53), то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу”. В другом параллельном месте, в Мф 12,25, написано: “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу”. Здесь соперником (противником) является брат (Мф 5,24). Сопоставляя вместе Мф 5,25 и Лк 12,58 получаем, что соперники (противники) верующих восстанут из них же самих, из их же братьев. Однако в 1Пет 5,8 этот противник называется диаволом, рыкающим львом – соперником в суде, из чего можно предположить, что гонения извне Римскими и Иудейскими властями происходили не без содействия братьев самой экклесии, что в точности подходит образу “диавола”, нарисованного в 1Пет 5,8 - противника, ищущего кого бы поглотить – ибо члены экклесии из Иудеев искали любой возможности, дабы наложить лапы на братьев, чтобы отдать их Римским, или Иудейским властям.

239 . Итак, пока мы здесь, будем блюсти образ, дабы там нам достигнуть истины. Пусть царит (sit) в нас образ справедливости, образ мудрости, потому что настанет день, когда нас будут судить по (этому) образу.

240 . Пусть же враг не найдет в тебе своего образа, (пусть не найдет в тебе) ярости и бешенства, потому что в них образ непотребства. Враг же диавол, как лев рыкающий, ищет, кого бы он мог убить (или) кого поглотить (Ср. , 8). Да не найдет (в тебе) жадности к золоту, (да не найдет) у тебя скопленнаго в большом количестве (acervos) серебра (или) идолов пороков, да не лишит тебя голоса свободы… Голос свободы – это когда ты можешь сказать: «Придет этого мира князь и во мне не найдет ничего» (). Итак, если ты уверен в том, что он ничего не найдет в тебе, когда придет испытать (твои мысли и дела), то ты скажи то, что патриарх Иаков сказал Лавану: Изследуй, есть ли у меня что либо из твоего () . По справедливости блажен Иаков, у котораго ничего из своего не мог найти Лаван! Ибо Рахиль скрыла (принадлежащия ему) золотыя и серебреныя изображения идолов.

241 . Итак, если мудрость, вера, презрение к миру (этому), если любовь (gratia) твоя покроет твою неверность, (проявляющуюся в нарушении заповедей), то ты будешь блажен, ибо ты не обращаещь внимания на суету и неистовство ложныя (). Разве маловажно – лишить врага голоса, чтобы он не имел данных к обвинению тебя, в чем бы то ни было (ut arguendi te non possit habere auctoritatem)? Итак, кто чужд забот о суетном (non respicit in vanitates), тот и не может быть смущен, а кто прилежит суетному, тот смущается, и притом совершенно тщетно. Что же иное, как не суетность – собирать богатства? Ибо искание тленнаго достаточно уж свидетельствует о суетности (vanum est satis). Пусть ты соберешь богатства, но можешь ли ты знать (наверное), что тебе прйдется владеть им?

242 . Разве не суетно, что купец днем и ночью находится в разъездах, чтобы накопить богатства (aggregare possit thesauri acervos), скупает товары, безпокоится о цене, чтобы не пришлось ему продать в убыток, следит за ценами разных рынков (locorum), и вдруг или зависть к его широкой (famosae) торговле понуждает разбойников (к нападению на него) или же сам он, не дождавшись попутнаго ветра, нетерпеливо пускается в поиски за наживой (dum lucrum quaerit) и терпит кораблекрушение?

243 . Не суетно ли также волнуется тот, который с большим трудом собирает (сокровища), о которых он не знает, какому наследнику они достанутся? Часто то, что корыстолюбец собрал с особенной заботливостию, это роскошествующий наследник (быстро) растрачивает своей безумной (praecipiti) расточительностию; и (вот) долго накоплявшееся у безнравственнаго мота, слепого к настоящему и непредусмотрительнаго в отношении к будущему, уплывает как бы в какую бездну (qua dam absorbet voragine). Часто также желанный наследник, почувствовав ненависть к наследству, при скоропостижной смерти, завещает чужим доставшееся ему наследство (aditae succesionis compendia).

244 . Зачем ты напрасно ткешь паутину, которая (ты знаешь) и безполезна, и безплодна, и, точно ненужныя сети, оставляешь большия богатства. Ведь эти последния, при всем изобилии нисколько не полезны (для тебя), даже, напротив, (вредны, потому что) совлекают с тебя образ Божий и облекают в земной? Если кто имеет изображение тирана, то разве он не подлежит осуждению? Ты отлагаешь образ вечнаго Царя (imperatoris) и принимаешь образ смерти? Извергни же из города твоей души образ диавола и прими образ Христа. Пусть этот последний сияет в тебе, в твоем городе, т. е. пусть блистает твоя душа, забывшая образы пороков, о которых Давид говорит: «Господи, во граде твоем в ничто ты обратишь образы их» () . Ибо когда Господь изобразит Иерусалим по своему образу, тогда погибнет всякий образ врагов.

Было ли это случайностью?

Несколько лет тому назад сотрудник “Семейного радио”, А.Ефимов позвонил мне по телефону:

Брат Николай, не мог бы ты на четверг, пятницу и субботу, в предпасхальные дни, приготовить 3 радиобеседы по 15 минут о значении Голгофской жертвы Христа?

Я дал обещание с Божьей помощью это сделать. Тема серьезная, ответственная, весьма нужная для русского народа, куда и направлены антенны радиопередатчика.

В ту пору в углу моей спальни я имел примитивную “радиостудию” - обыкновенный магнитофон. И когда дети спали в дальней комнате, а на улице прекращалось движение, я закрывал двери и записывал одну или две беседы.

На этот раз четверговая беседа была записана без всяких звуковых помех. Меня это радовало. И начало второй беседы для пятницы шло хорошо, но вдруг, в тот момент, когда я говорил о страданиях Христа на кресте, в соседнем дворе неожиданно, чего никогда не бывало, залаяла собачонка.

Я выключил магнитофон, подождал несколько минут и, когда собачонка умолкла, начал повторение прерванного предложения:

“На кресте Иисус был одинок в полном смысле этого слова. Грех мира, ваши и мои грехи были на Нем. Запекшимися устами Он взывал к Небесному Отцу: “Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?” Бог отвернул лицо Свое от единородного Сына, когда наши грехи были на Нем”.

В этот момент собачонка снова залаяла, и так пронзительно и визгливо, как будто кто-то прижал ей дверью хвост.

Я снова остановил магнитофон и прервал запись. Через минуту наступила тишина. Но как только я начал повторять это же предложение сначала, собачонка снова взвизгнула и начала лаять еще яростнее прежнего.

Четыре раза я начинал сначала, и каждый раз на этом же предложении она прерывала мою запись.

И мне стало страшно, хотя я никогда не был суеверным, но дальше я не мог продолжать этот эксперимент и лег спать, решив ранним утром, перед уходом на работу закончить эту запись.

Долго я не мог уснуть, ожидая повторного лая этой собачки, но она молчала.

И я вспомнил слова, сказанные по вдохновению Духа Святого апостолом Павлом: “... чтобы не сделал ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы” (2Кор.2:11).

Вспомнил я также слова Божии, сказанные через апостола Петра: “Дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Пет. 5:8).

Дьявол следит за своей жертвой, чтобы напасть на нее в удобную минуту и нанести ей урон.

Сатана - противник сильный и хитрый, смелый и жестокий. Я вспомнил также и о том, как он стал на пути в молитве Даниила (Дан. 10:3).

Вспомнил также и о том, как он не побоялся искушать Господа нашего, когда Он был в пустыне. И еще коварнее сатана искушал Христа через Его ученика: “Господи, да не будет этого!” (Матф. 22:23). А речь шла о пути Христа на Голгофу для искупления грешников. И Христос назвал врага душ человеческих его именем: “Отойди от Меня, сатана!”

Вспомнил я еще и о том, что писал апостол Павел фессалоникийской церкви: “Мы раз и два хотели прийти к вам, но помешал нам сатана” (1Фес.2:18). Апостол умел разгадывать его действия.

Сатана имеет армию злых духов, и через своих последователей он ведет войну против Божьего плана спасения души человека. И я понял, что сатана может проявлять себя не только как рыкающий лев, но и как маленькая собачонка.

В переводе на наш язык можно сказать, что дьявол действует через людей разного калибра, разного звания и духовного состояния, даже, бывает, через таких, которые, на первый взгляд, могут казаться ангелами света, как и написано: “... И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их” (1Кор.11:14-15).

Как же нам, людям, узнавать их? Христос отвечает: “По плодам узнаете их”. Заметьте: не по дарам, а по плодам.

Рыкающий лев не спит

В борьбе против предвечных Божьих планов сатана пользуется многоразличными методами. К Еве в Едемском саду он проговорил в образе змея. Опыт у него колоссальный. А конечная цель одна: мешать провозглашению Евангелия спасения разными методами, извращать учение Христа.

Методы его войны, его тактика многоразличны. Не брезгует он также и распространением клеветы на служителей Евангелия. Христос сказал о нем так: “Ибо он лжец и отец лжи” (Иоан.8:44).

В притче о сеятеле Христос открыл сатану, как противника покаяния и спасения грешников, похищающего “доброе семя” - Слово Божие, - чтобы люди не спаслись (Лук.8:11-12).

Было время, когда физическое уничтожение проповедников Евангелия было излюбленным методом сатаны в борьбе против Христа и Его церкви. Но этот метод разочаровал сатану. “Рыкающий лев”, наконец, увидел, что каждый раз, когда он бросал в тюрьму или в лагеря одного евангельского верующего, их появлялось два, если не больше.

Бросишь в лагерь двух баптистов - их будет четыре. Ведь они же в узах не молчат, а проповедуют Евангелие таким же узникам, как они сами.

И, слава Богу, наконец, в узах нет наших братьев и сестер по вере, но это совсем не значит, что “рыкающий лев” побежден, или что он подобрел. Время окончательного поражения сатаны еще не наступило, но оно быстро приближается. И, зная это, “рыкающий лев” ищет более эффективные пути в борьбе против евангелизации мира. Сатана ничего не имеет против обрядовой, формальной религии, но он боится, как огня, как удушливого газа, когда душа человека действительно открывается Богу и принимает Христа в сердце как личного Спасителя. С этой целью он делает все возможное, чтобы не допустить человека до изучения слова Божия. Он знает, что “вера от слышания, а слышание от Слова Божия”. Только Слово Божие может помочь человеку разобраться в деноминационных различиях и увидеть истинный путь, ведущий ко спасению.

И еще дьявол боится единства детей Божиих. Он знает, что в единстве - сила, в единстве умножается влияние церкви на мир. Вот почему он расколол церковь на регистрированных, нерегистрированных и автономных. Деления лишают церковь авторитета и влияния на мир, а это как раз то, чего хочет сатана.

Перед Своими страданиями Христос в молитве к Отцу Небесному говорил: “Да будут все едино”. Кто эти все? Все “те, кто уверуют в Меня, да будут едино”. И здесь же Христос дополнил Свою молитву словами: “Да уверует мир, что Ты послал Меня”.

Некоторые христиане всю вину за неверие мира сваливают на сатану, а из Священного Писания видно, что вина за неверие мира лежит также и на тех христианах, которые носят имя Учителя, а своими делениями по несущественным причинам утратили силу свидетельства.

Конечно, сатана старается разбить, разделить, разогнать верующих по кустам, как зайцев, но с какой стати многие верующие, сознательно или несознательно, стали его союзниками в этом антихристианском деле?

Не бойтесь

Но не будем уходить в сторону, вернемся к теме: чем же опасен верующим “рыкающий лев”? Нагнетанием страха.

Рыкание льва приводит в страх многих верующих. Не приходилось ли вам видеть, как львы охотятся в Африке за антилопами, газелями и бизонами - сильными животными? Приметив льва, они с быстротой ветра мчатся от него в неописуемом страхе вместо того, чтобы повернуть против него всем стадом и поднять его на рога. А лев старается отделить от стада слабую жертву, отстающую в беге, хватает ее не за что попало, а за горло, валит с ног и упивается кровью жертвы. А стадо в панике убегает дальше.

Единство духа в борьбе против “рыкающего льва” - вот, в чем нуждается сегодня Церковь Христа.

Благодарение Богу за то, что Он дал нам оружие в борьбе против “рыкающего льва”, дал Свое Слово и молитву. Через молитву начинает действовать сила Божия.

Христос сказал Своим последователям: “Не бойтесь!” Он также сказал: “И се Я с вами во все дни до скончания века”. Это должно нас радовать. Мы не одни, с нами Господь, могучий и сильный.

Сатана нас не боится, но он смертельно боится Христа, и потому самое лучшее и надежное укрытие от нападок лукавого - Христос, ибо “рыкающий лев” под Его контролем.

Кстати, вспомним эпизод, описанный Джоном Буньяном в знаменитом “Путешествии пилигрима” . На пути в Небесный Чертог Христианин встретил узкий проход. Пробираясь по нему, он увидел двух львов - опасность, о которой говорили ему Робкий и Недоверчивый. Страх овладел Христианином, но, присмотревшись, он увидел, что львы были прикованы тяжелой цепью, хотя рассмотреть хорошо цепь не было возможности. Хранитель, заметив испуг Христианина, закричал ему:

“Ужель вера твоя слаба? Не бойся львов! Они находятся здесь для испытания твоей веры. Иди прямо по этой дороге, и львы не причинят тебе вреда!”

Христианин последовал совету Хранителя, хотя не без страха. Львы ревели, но его не тронули. Значит, “рыкающий лев” не может подойти к нам ближе, чем дозволит Господь.

По слабости веры мы часто забываем об этом, впадаем в сомнения и страх, а Господь говорит:

“Не бойся, только веруй!” (Марк. 5:36).

Это говорит о том, что, если бы Господь не был верен Своему обетованию о вечной жизни и не защищал Своих детей, не охранял их, не содействовал им в христианской жизни, никто бы из нас не устоял. “Рыкающий лев” повалил бы самого сильного за первым поворотом.

Но благодарение Богу, что “Он Начальник (Начало) и Совершитель нашей веры”. Благодарение Богу за Его обещание начатое дело спасения довести до конца. Вспомним, что писал апостол Павел по вдохновению Духа Святого церкви в Коринфе: “Христос утвердит вас до конца, чтобы быть вам неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа” (1 Кор. 1:8).

А этот день - день, когда Господь возьмет Своих искупленных детей от земли. Он близок.

Рыкающий лев будет скован (изолирован) на 1000 лет, до исполнения приговора над ним, а суд над ним уже совершился на Голгофе! Он и его ангелы будут брошены в вечный огонь, приготовленный для них, который Библия называет адом.

Будем же благодарны Богу за милостивую охрану Его избранных, за победу Христа над предвечным нашим врагом, как сказано: “Потому-то и явился Сын Божий, чтобы уничтожить дела дьявола” (1Иоан.З:8).

Николай Водневский

Апостол Пётр наставлял христиан: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твёрдою верою…» 14 .

Этот библейский призыв к верующим сохраняет актуальность и в наши дни. Вот один из недавних примеров.

4 августа 2015 года появилась шокирующая новость: нижегородец Олег Белов подозревается в убийстве своих шестерых детей, беременной супруги и матери. В телепередачах, радиоэфире и на страницах газет эта информация зачастую сопровождалась комментарием, что Олег Белов посещал Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня.

Многие средства массовой информации постарались связать в сознании людей слова «детоубийца», «секта» и «адвентисты». При этом в ряде случаев журналистами демонстрировалась поразительная некомпетентность.

Приведу такой вопиющий пример: одно из изданий «украсило» крикливую заметку о «детоубийце Олеге Белове» фотографией кришнаитов 15 . Полагаю, тому, кто не видит разницы между Адвентистами Седьмого Дня и последователями Общества сознания Кришны, лучше ничего не писать о проблемах религии, нежели выставлять на посмешище своё средство массовой информации.

Позиция Церкви Адвентистов Седьмого Дня находит понимание

В официальном заявлении Церкви Адвентистов Седьмого Дня в связи с преступлением в Нижнем Новгороде было сказано, что Олег Белов 1 декабря 2007 года был исключен из членов Церкви за нехристианское поведение и после этого никаких взаимоотношений с Церковью Адвентистов Седьмого Дня Олег Белов не имел. Посещая Церковь Адвентистов Седьмого Дня, Олег Белов скрывал факт того, что находится на учёте в психиатрической клинике по причине психического заболевания».

К сожалению, в связи с резонансным преступлением, в котором обвиняют Олега Белова, были нарушены права верующих. В Нижегородской и Владимирской областях в зданиях церквей Адвентистов Седьмого Дня, в офисах учреждений, в частных домах и квартирах проводились обыски и допросы, и далеко не всегда, как отмечается в официальном заявлении Церкви, эти действия осуществлялись в корректной форме.

Полиция, как и следовало ожидать, не обнаружила ничего криминального. Это естественно, так как Церковь Адвентистов Седьмого Дня исповедует традиционные для российских конфессий семейные ценности, прививая своим последователям высокие моральные, нравственные и культурные ценности.

Для проведения конструктивного диалога с руководством Нижегородской и Владимирской областей, директор отдела Общественных связей и религиозной свободы в Евро-Азиатского отделения Церкви Адвентистов Седьмого Дня пастор Олег Гончаров провел ряд важных встреч в Нижнем Новгороде и Владимире 18 и 20 августа 2015 года.

18 августа 2015 года состоялась встреча с министром внутренней политики Нижегородской области Сергеем Рогожкиным, который выразил сожаление по поводу произошедшего и обещал оказать помощь в работе со средствами массовой информации. По словам министра, эта ситуация стала общей бедой для представителей власти и Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Он отметил, что представители власти в Нижнем Новгороде хорошо знают о вероучении Адвентистов Седьмого Дня и той большой социальной работе, которую адвентисты делают для блага общества. Утверждения о том, что существует связь Церкви Адвентистов Седьмого Дня и преступлением Олега Белова, носят голословный характер и служат разжиганию религиозной розни на территории Нижегородской области. В ближайшее время министр пообещал встретиться с членами Церкви Адвентистов Седьмого Дня в Нижнем Новгороде и выразить поддержку верующим.

20 августа 2015 года прошла встреча с руководителем Комитета общественных связей и средств массовой информации администрации Владимирской области Ритой Борисовной Шляховой. От имени администрации Владимирской области было выражено сочувствие Церкви Адвентистов Седьмого Дня в связи с теми переживаниями, с которыми Церковь столкнулась в последнее время. Нашими братьями было высказано предложение, чтобы представители администрации Владимирской области провели встречу с пасторами и членами адвентистской Церкви во Владимирской области. Это предложение было встречено с пониманием и одобрением.

Пастор Олег Гончаров встретился также с руководством и пасторами Волго-Вятского объединения и с главным редактором газеты «Сокрытое сокровище» Натальей Ворониной. По словам пасторов кризисная ситуация позволила сплотиться членам Церкви в молитвах и служении Господу. Некоторые члены Церкви, которые уже давно не посещали собрания, вернулись в общины.

Наталья Воронина рассказала о том, что резко возрос интерес к Церкви Адвентистов Седьмого Дня со стороны посетителей сайта газеты и других церковных интернет-сайтов.

Учитывая, что Церковь Адвентистов Седьмого Дня в России испытывает определённые проблемы в связи с недавней трагедией, произошедшей в Нижнем Новгороде, так как это преступление коснулось репутации Церкви и её доброго имени по причине распространения недостоверной и зачастую предвзятой информации, руководство Евро-Азиатского отделения Церкви Адвентистов Седьмого Дня обратилось с призывом объявить 29 августа 2015 года единым днем молитвы, чтобы объединяться в молитвах к Господу о сложившейся ситуации. «Мы верим, что Он разрешит и эту непростую ситуацию, обращая зло в добро. Мы отчетливо понимаем, что только в Боге наша сила и защита», - отмечается в Призыве к объединенной молитве 29 августа 2015 года 16 .

Трагедия в Нижем Новгороде показала, что о Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня общество имеет недостаточно информации и в каких-то существенных вопросах ориентируется на лживые слухи.

Однако репутация Адвентистов Седьмого Дня в глазах компетентных людей остаётся на высоком уровне. В адрес Церкви Адвентистов Седьмого Дня поступили многочисленные письма поддержки со стороны представителей власти и общества. В частности, Адвентистов поддержала Администрация Президента России, Государственная Дума, Общественная Палата Российской Федерации, Российская Ассоциация Религиозной Свободы, Консультативный Совет Глав Протестантских Церквей России, члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Нельзя не согласиться с Российской Ассоциацией Религиозной Свободы, что «Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня является авторитетной частью христианского сообщества. При этом Церковь и ее члены проявляют большую заботу об укреплении традиционных духовных начал общества, воспитании подрастающего поколения и поддержке здорового образа жизни, что очень значимо в современных условиях. Поэтому какие-либо подозрения и обвинения в том, что Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня является сектой и каким-либо образом причастна к совершенному преступлению, более чем странны и неправомерны. Одновременно следует отметить, что к трагической гибели в Нижнем Новгороде шестерых детей и их матери привели равнодушие и бездействие органов опеки, а также несовершенство организации и законодательства о психической помощи в современной России. Необходимо предпринять все меры, чтобы исключить подобные ситуации и преступления впредь» 17 .