Одноклассники и их роль в моей жизни. Лидеры, зубрилы и фрики: какие социальные роли достаются школьникам Какие у школьников социальные роли

Понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф.Ницше этот термин фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей» . В современных условиях термин «социальная роль» активно используется как социальной психологией, так и социологией, поскольку концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Мы полагаем, что исследование социальных ролей школьников в педагогике и психологии позволит повысить эффективность их учебной деятельности.

Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль - это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Социальная роль- это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус .

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями. В идеальном варианте освоения роли технический аспект соответствует смысловому, т. е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая ее содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но могут возникать более сложные и противоречивые варианты освоения роли. Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточной подготовки. Тогда он выполняет свою роль плохо, вызывая негативные санкции по отношению к себе со стороны окружающих, особенно тех, кто вполне успешно справляется с подобными функциями.

Второй проблемой может быть неприятие роли даже в том случае, когда ее техническое содержание легко усвоено индивидом. Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пренебрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же. Так, поведение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобытность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он прежде всего — личность.

Большой интерес представляют исследования команд Р.М. Белбина, который более 10 лет занимался экспериментальным построением команд и наблюдениями за ними. Результатом экспериментов явилось введение понятия командных ролей и выделение 8 (позже 9) поведенческих характеристик, помимо существующих функциональных ролей.

Роль в команде определяется как тенденция людей вести себя вносить вклад в работу и взаимодействовать с окружающими определенным образом. Люди склонны иметь от одной до трёх командных ролей, одна из которых как правило используется индивидом и преобладает над остальными в моменте. В команде человек может играть более одной роли, что затрудняло диагностику и классификацию.[

Выявлено соответствие между командной ролью и умственными и психологическими характеристиками индивида и его конструкты. Разработаны и опробованы анкеты для определения склонности к той или иной командной роли.

На основе исследований Р. М. Белбина было выявлено 8 командных ролей.

1.Руководитель (Координатор)

Нужен для организации процесса, руководства, распределения полномочий, принятия решений; Спокоен, уверен в себе, обладает развитым самообладанием; Контролирует продвижение команды к групповым целям; Умеет оптимально использовать ресурсы; Знает в чем заключаются сильные и слабые стороны команды; Жизненные ориентиры - результат, люди, ценности и время.

Мотиватор (Шейпер)

Лидер, ориентированный на задачи, полон энергии, обладает высокой мотивацией, для которого главное - победа; Заинтересован в достижении целей и стимулирует остальных к этому; Очень нервозен, общителен, динамичен; «Мотивирует» команду на достижение результата; Не теряет самообладания в напряженной обстановке; Обладает напором и мужеством преодоления препятствий.

Душа команды (Вдохновитель)

Привносит сотрудничество, мягкий, восприимчивый и дипломатичный; Предотвращает потенциальные противоречия; Делает возможным применение навыков членов команды с трудными характерами, улучшает взаимопонимание между ними; Умеет слушать, разряжать напряженность; Жизненные ориентиры - люди, ценности, процесс.

Генератор идей

Привносит креативность, оригинальный, нестандартный; Обладает потрясающим воображением и способен решать труднейшие задачи; Способен создавать огромное количество новых идей; Реализует выдвижение новых идей и стратегий, концептуально, а не в подробностях; Характеризуется высокими умственными способностями и интроверсией;

Снабженец (Исследователь ресурсов)

Экстраверт, полон энтузиазма, коммуникабельный; Жизненные ориентиры - люди, процесс, процедуры, действия, вещи; Устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде, и проведение любых последующих переговоров; Успешен в ведении переговоров; Подхватывает и развивает идеи других.

Аналитик-Стратег

Трезво мыслит, не эмоционален, предусмотрителен, высокая способность к критическому мышлению; Рассматривает все возможности; Принимает четкие решения, не реагируя на эмоциональные высказывания; Способен как никто оценивать конкурирующие предложения;Склонен к медленному принятию решений в силу необходимости обдумать все детали; Больше занят поиском истины, чем достижением результата.

Рабочая пчелка(Работник компании)

Консервативен, обладает развитым чувством долга, предсказуем; Реализует претворение концепций и планов в практические рабочие действия; Реализует систематическое и эффективное выполнение согласованных планов; Выполняют работу, которую никто не хочет делать.

Контролер(Педант)

Старателен, методичен, добросовестен, невротичен; Обеспечивает максимальную защиту команды от ошибок, связанных как с работой, так и с упущениями; Ищет деятельность, для которой нужна степень внимания, превышающая обычную; Доводит работу до конца; Предоставляет работу вовремя.4]

Для того чтобы понять, кому из группы старшеклассников принадлежит та или иная роль, ученики, сдающие ЕГЭ по обществознанию, прошли методику Р.М. Белбина «Изучение командных ролей», направленную на выявление командной роли, которую ученики готовы принять сами на себя. Но помимо роли, которую ученик сам принимает, существуют роли, которые дает ему класс и учитель. На основе этого, данной группе было предложено так же оценить и своих одноклассников, а учителю - учеников.

В исследовании приняло участие 10 старшеклассников школы № 58 города Кирова. Данное исследование проводилось в 2015-2016 учебном году. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение командных ролей старшеклассников

На основании этих данных, мы можем сделать вывод о том, что даже в малой группе, состоящей из 10 представителей, ее участник, порой, играет несколько социальных ролей в одном контексте. В связи с этим, может возникнуть диссонанс, так как, учитель будет требовать от ученика, например, педантичности, в то время как класс, будет считать его исключительным генератором идей, а сам ученик позиционирует себя рабочей пчёлкой.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, следующее:

  1. У старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9 ожидания учителя, самого ученика и одноклассников сходятся и дается роль «Рабочей пчелки»;
  2. Старшеклассник под номером 10, как и учитель считает себя «Рабочей пчелкой»;
  3. Класс и учитель ожидают от старшеклассника под номером 2, что он будет «Вдохновителем»;
  4. Класс ожидает от старшеклассников под номерами 7 и 10, что они будут «Руководителями» группы;
  5. В группе, по мнению учителя и учеников, нет «Мотиватора» и «Аналитика»;
  6. По мнению группы «Вдохновителем» может быть старшеклассник под номер 4, а «Генератором идей» - старшеклассник под номером 1;
  7. Старшеклассники под номерами 4 и 8 готовы на себя принять роль «Вдохновителя».

Таким образом, на основании результатов проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации для повышения эффективности деятельности группы по подготовке к ЕГЭ по отдельному предмету:

Роли -это и сильные и слабые стороны каждого человека, они есть, как и другие особенности, и надо их использовать, а не комплексовать. Для наиболее эффективного взаимодействия с другими людьми, надо представлять свои роли и роли других членов команды, необходимо уметь адаптироваться к ситуации, переключаться между ролями, когда это возможно, ведь хороший командный игрок может продуктивно работать и в несвойственной ему роли.

Старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9, 10 на факультативах можно использовать в роли соведущих, т.к. у них, по мнению группы, присутствуют организаторские способности, практичность, энергичность, самодисциплина. Старшеклассника под номером 10 также можно использовать в роли руководителя. А вот старшеклассников под номерами 2, 4 и 8, результативнее всего использовать как вдохновителей, которые способны нести ответственность, создавать и поддерживать командный дух. Учителю необходимо попробовать дать старшеклассникам под номерами 1 и 4 проявить себя как генераторам идей, т.е. предлагать делать информационные листы и газеты на ту или иную тему занятия, чаще давать возможность отвечать на сложные задачи. Так же, самому учителю необходимо принять на себя роль мотиватора, т.е. человека, который дает внутренний импульс и готовность бороться с инертностью, бездейственностью, самоуспокоенностью, или самообманом учеников, использовать различные формы проведения факультативных занятий.

Таблица 2

Результаты промежуточных ЕГЭ по предмету «Обществознание»

Номер ученика

Начало учебного года

3-я четверть учебного года

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что грамотное распределение социальных командных ролей в группе старшеклассников при обучении способствует эффективному усвоению знаний, а, следовательно, успешности в учебной деятельности.

Традиционные Кашинские краеведческие чтения.

«Рамки и маски».

(Социальные статусы и роли учеников 10«а» класса).

Выполнила: Охлопкова Юлия

ученица 10«а» класса

МОУ СОШ №3.

Руководитель: Голубева

Татьяна Михайловна.

Кашин 2008.

При изучении раздела «социология» на уроках обществознания мы познакомились с понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Выяснилось, что статус – это определённая позиция, место, которое занимает человек в социальной структуре общества. Можно сказать, что это место имеет определённые границы, т. е. очерчено рамкой. Любой человек занимает несколько позиций, т. е. участвует во множестве групп и организаций. Значит, каждого человека можно охарактеризовать статусным набором – совокупностью всех статусов, занимаемых индивидом.

От человека, обладающего определенным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков, да и сам обладатель статуса знает, чего ждут от него окружающие. Т. е. человек, занимая какое-либо место в обществе, играет роль в соответствии с обозначенными обществом рамками. Таким образом, статусная роль может быть названа «маской», которую человек обязан носить в пределах своих рамок.

После изучения темы, в октябре 2007 года в 10«а» классе была проведена анкета. В ней предлагалось каждому ученику назвать свои социальные статусы и написать те функции, которые ученики в соответствии с этим статусом выполняют. Вот каковы наши «рамки» и «маски».

Ответы были очень оригинальными и неожиданными. Если судить, в общем, то девочки оказались более откровенными, чем мальчики. У обеих сторон встречались статусы ученика, дочери, сына, друга, т. е. статусы семейные, формальные и неформальные. У мальчиков, например ролей ученика больше, чем у девочек: выполнять обязанности ученика, выполнять домашние задания, посещать уроки, поддерживать дисциплину, внимательно слушать на уроке, т. е. они считают, что учиться это их обязанность. Девочки, напротив, к статусу ученицы относятся, как к общественной деятельности: помогать учителям, участвовать в жизни школы. Статусы сына и дочери у участников анкеты почти одинаковы, ребята считают своих родителей примером для подражания, т. е. хотят учиться у них чему-нибудь, получать навыки поведения в обществе, прислушиваться к ним. У мальчиков роль пассивна – «чтить», «получать навыки». Они переносят активную часть роли на будущее: «помогать родителям в старости». А вот девушки активны уже сейчас: они «заботятся» о членах семьи, и помогают им.

Рассматривая статус друга, я обрадовалась тому, насколько серьёзно относятся ребята к дружбе, у обеих сторон роль друга такова: друг (или подруга) должен помогать в беде, уважать, проявлять внимание, понимание, сочувствие, проявлять организаторскую активность, выявлять и решать проблему. Но этим девочки не ограничились, они считают, что подруга должна также беречь секреты и…веселить!

Следующим по счету шёл статус девушки и главная её роль, оказывается, встречаться с парнем! Правда, прослушиваются нотки стремления быть женственной (как-никак 10 класс): следить за собой, быть похожей на девушку.

В будущем наши девушки, конечно же, будут мамами, и материнские черты прослеживаются в общении и заботе о братьях и сёстрах. Девочки помогают братьям и сестрам в учёбе, разбирают конфликты, гуляют с ними, учат грамоте и даже наказывают.

Все мы являемся гражданами РФ. А как к этому относятся ученики 10«а» класса? Мальчики посчитали, чтобы быть русским достаточно соблюдать обычаи, традиции страны. А о статусе «гражданин» мальчики не упоминали. Но девочки напротив очень патриотично отнеслись к этому, они считают, что настоящая гражданка РФ должна строго выполнять законы и… беречь Родину!

У каждого из нас есть увлечения, вот и ученики написали о тех ролях, в которых отражены эти увлечения. У мальчиков статус спортсмена требует защищать честь школы и города, помогать команде, работать над собой. А чтобы быть настоящим меломаном, нужно следить за миром музыки и слушать любимую группу.

У девушек настоящий музыкант должен хорошо играть на аккордеоне и играть главные партии на оркестре. Особенно меня заинтересовал статус творческой личности, она должна ориентироваться в литературе, выполнять чёрную работу, и что мне до сих пор не понятно – творческая личность должна совершенствовать язык и держать его за зубами.

Мы достигли такого возраста, что можем не только иметь хобби, но и зарабатывать деньги. Мальчики написали про себя, как про рабочего человека, который вовремя приходит на работу, добросовестно выполняет цели, поставленные руководством. Девочки опять же оказались более открытыми, они написали свою точную профессию и её функции. Например, медсестра – делать массаж дедушке, давать лекарства (и опять же проявляются материнские качества). Представитель фирмы должен собирать заказы, отправлять, разносить.

Это исследование показало, насколько по-разному видят свои статусы мальчики и девочки, и насколько разнообразны их роли.

Список используемой литературы:

1)Кравченко в социологию. Ученическое пособие для 10-11 классов. М., «Просвещение», 1996.

2), Салыгина. Человек в обществе.10 класс. «Вентана-Граф», 2004.

Инфо

Среди педагогов и родителей бытуют разные мнения по поводу того, какую роль в жизни ребенка и его обучении играют одноклассники. Воспитание детей - сложный процесс, который очень часто вызывает разнобой мнений и дискуссий. Некоторые считают, что родители и учителя должны отслеживать то влияние, которое оказывают друзья и окружение на успехи детей в школе. Есть другие, которые считают, что одноклассники ребенка имеют исключительно положительное влияние на наши успехи. Хотя родители и учителя действительно часто могут быть правы, на мой взгляд, одноклассники чаще оказывают положительное влияние на успех ребенка, потому что ученики имеют много общего и проводят большую часть своего времени вместе.

Начнем с того, что одноклассники, как правило, имеют много общего, поэтому они могут дать друг другу полезные советы. Одноклассники имеют одних и тех же учителей, выполняют те же домашние задания и сталкиваются с подобными трудностями, поэтому они легко могут разобраться в подобных ситуациях. Когда у ученика возникают проблемы с хулиганами в школе, он, скорее всего, предпочтет обратиться за советом к своим одноклассникам, а не к родителям или учителям, потому что те могут предложить им больше сопереживания и сочувствия. Все потому, что одноклассники делятся общими социальными проблемы друг с другом. Таким образом, если у ученика возникают проблемы с учебой, он навряд ли сможет справиться с ними, спрашивая совета у своих родителей. Однако, если он обратится к однокласснику, они теперь смогут найти решение проблемы. Аналогично, если другой студент приходит к ним, они имеют больше возможностей, чтобы помочь с его проблемой. Это ситуация, в которой возраст не является важным фактором.

Кроме того, проводя вместе большую часть дня, одноклассники более доступны, чтобы помочь друг другу. Родители заняты работой и другими обязанностями, а вот одноклассники проводят весь день вместе. Для учеников проще обращаться за советом друг к другу, потому что у них уже есть базовое понимание проблем друг друга. Если ученик подходит к родителям с проблемой, родители часто не могут понять серьезности беспокойство ребенка. Все потому, что они заняты и имеют другую жизнь, другие заботы. Однако, одноклассники всегда готовы прийти на помощь друг другу и понять проблемы, которые кто-то из друзей сейчас переживает. Эта доступность делает одноклассников лучшими советчиками и составляет важный вклад в успехи ребенка в школе.

В завершение, есть много различных факторов, которые влияют на жизнь детей, но для успешного обучения в школе одноклассники играют важнейшую роль. Все это потому, что дети в классе делят почти все совместно, от учителей, к выполнению домашнего задания. Одноклассники всегда приходят на помощь друг другу, потому что они проводят много времени вместе. По этим причинам я считаю, что одноклассники ребенка оказывают важнейшее влияние на ее успехи в школе.

Практикум: Социальная роль. Социальная адаптация.

Тип занятия: коррекция знаний и умений

Методы и приемы: исследовательский метод (социологический опрос учащихся 8-9 классов); беседа по итогам работы в группах; выработка критериев успешной социальной адаптации.

Цель: выработка критериев успешной социальной адаптации 9-ти классников.

Задачи: 1. Выявление понятий социальная роль. Социальная адаптация.

2. Развитие коммуникативных умений, умений анализировать.

3. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.

Ход занятия.

  1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим социально – психологическое занятии. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешай нам работать активно и спокойно. Начнем мы наше занятие с игры «Комплементы». Встаньте, пожалуйста, в круг, каждый из вас должен сказать комплимент соседу с права по начальной букве его имени. Начнем с меня Наденька, какая ты надежная! Леночка, ты всегда очень ласковая! Людмила, ты у нас в классе самая любимая! Николай, ты очень непредсказуемый и талантливый. Вячеслав, ты веселый! Максим, ты очень милый! Кристина, ты самая красивая! Катенька – компанейская. Елена – единственная, общительная. Сергей – сердитый, серьезный. Владислав – великолепный товарищ. Любовь – любящая. Заканчиваем Е.В.
  1. Психолог: Психологический настрой на занятие. Игра «Комплементы».
  2. Сегодня у нас внеклассное занятие, и мы проведем его распределившись на микрогруппы. (распределение при помощи метода выбор цвета синий, красный, зеленый). Это занятие интегрированное. Мы проведем его совместно: психолог, социальный педагог. Сегодня она не просто ваш классный руководитель, она выступает на нашем занятии в качестве соц. педагога. – Что изменилось? (это не урок, Н не как учитель, а как социальный педагог, роль поменялась).
  3. Соц. Педагог:

Ребята, сегодня веду занятие в качестве социального педагога, а когда приду домой я так и останусь учителем? (ответы учащихся)

Что изменится?

Моя роль будет меняться.

– Ребята, а что такое роль? (роль в кино, театре, смешная, грустная, главная и т.д.).

Какие роли вы знаете? (роль ведущего на вечере, роль в сценке, плохая роль и т.д.).

Мы, с вами тоже готовясь к различным мероприятиям, распределяем разные роли.

Ребята, а где вы живете? (в России, поселке Новоорловск, дома, в обществе).

Без чего вы не можете обойтись? (общение).

Общение связано с обществом.

Как по-другому называется общество? (социум).

Как же должна называться роль, которую мы с вами выполняем, играем в обществе? (социальная роль).

А как вы можете ответить на вопрос, что такое социальная роль?

А знают ли наши ученики 8-9 классов нашей школы, что такое социальная роль?

Давайте, сравним ваши ответы с ответами, которые давали ученики 8-9 классов на этот вопрос.

Такой вопрос был задан учащимся 8-9 классов в ходе социологического опроса. Какой ответ был получен, мы узнаем из выводов Надежды и Катерины.

(учащиеся рассказывают о проведенном исследовании и его выводах).

Ребята, какой же можно сделать вывод из этого исследования? (Что учащиеся этих классов не знают, либо не понимают, что такое социальная роль).

А какое слово смутило вас и ваших одноклассников? (социальная).

Получается, что роль в обществе.

А вы, используя знания об обществе и роли, можете дать ответ на этот вопрос?

(Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе).

IV Задание первое:

Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

Подготовка 1-2 минуты.

Вывод: социальные роли зависят от социальной активности; один человек выполняет много ролей.

Задание 2 . - Давайте, сравним двух учеников и сделаем вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

У него старший брат.

От чего это зависит? (От активности, умения общаться).

Е.В. Тренинг «Развитие коммуникативных качеств».

5 мин

Вам понравилось? Что именно?

В процессе выполнения задания вы учились работать совместно. Трудно ли это было? В чем заключалась трудность?

Вам было легко потому, что вы знаете, друг друга давно и успели адаптироваться.

Н: - Что такое адаптация?

Мнения детей…

Задание № 3:

Психолог: Социальная адаптация напрямую связана с вашими особенностями. Типом темперамента, особенностью характера.

Вы многое знаете о себе из результатов исследований.

Назовите типы темперамента присущие вам?

Особенности вашего характера?

Скажите, а все ли типы темперамента одинаково адаптируются в новом социуме?

А теперь давайте выработаем критерии успешной адаптации.

Задание № 4

Памятка успешной адаптации.

  1. Будь открытым в новом обществе.
  2. Старайся исправлять свои недостатки.

Н: Ребята, мы с вами сегодня провели занятие о социальной роли, и социальной адаптации.

Что же такое социальная роль?

Что такое социальная адаптация?

Как сделать социальную адаптацию успешной?

Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Задания. № 1.

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

Задания. № 2.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задание № 3:

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Задание № 3:

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Задание № 3:

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Памятка успешной адаптации.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.

6. Старайся исправлять свои недостатки.

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.
  5. . Старайся исправлять свои недостатки.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Подписи к слайдам:

Социальная роль. Социальная адаптация.

Задания. № 1. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых: 1 микрогруппа: Выступаете вы сами. 2 микрогруппа: Выступают родители. 3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки. Подготовка 1-2 минуты. Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

Социальная роль - роль, которую человек выполняет в обществе.

Задания. № 2. Ученик А Ученик В Учится в 3 классе. Учится в 3 классе. Ходит в ДДТ, на танцы. Занимает должность министра образования в классе. В школе искусств занимается в изостудии. У него старший брат. Играет в школьной хоккейной команде. У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника. У него младший брат и старшая сестра. У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников. Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей. От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества в котором он находится.

Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации: Микрогруппа № 1 – у первоклассников; Микрогруппа № 2 – у пятиклассников; Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс. Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Задание № 4 Подберите критерии успешной адаптации. Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Словарик Адаптация – это приспособление к новым условиям. Общество – социум. Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится. Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!