Пьер гассенди - философия, цитаты. Пьер гассенди - биография, фотографии Пьер Кюри Pier Curie

Гассенди Pierre Gassendi Карьера: Философ
Рождение: Франция, 22.1.1592
Французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством.

ГАССЕНДИ, ПЬЕР (Gassendi, Pierre) (15921655), французский философ и ученый, прославленный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; ещё был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

В 1624 опубликовал в Гренобле строй очерков под названием Парадоксальные упражнения супротив аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его неизменно занимал вопросительный мотив о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли нарисоваться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась мысль труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально аргументировать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 Гассенди привел в реакция на Размышления Декарта строй возражений, сущность которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть больше скромной. В 1644 вышла его книжка Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica). В 1645 Гассенди получил местоположение профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в пост (Institutio astronomica, 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его служба О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri), изменившая общее точка зрения об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii) (об Эпикуре) сообща со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum, опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика главным образом индуктивный алгоритм исследования; при всем при том в ней Гассенди пытается определить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, наличие которого доказывается наличием важный гармонии. Бог первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и чувствительному разуму. Человеческая личность нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое разрешено достичь (в этом мире только в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, и все-таки существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя новой философии, оказал воздействие на Р.Бойля и Д.Локка; его сильно почитал И.Ньютон.

Так же читайте биографии известных людей:
Пьер Дюлонг Pier Dulong

Пьер Дюлонг - ученый, специализирующися в области химии и физики. Главным образом занимался неорганической и органической химией. Одним из главных..

Пьер Кюри Pier Curie

Пьер Кюри - выдающийся французский ученый, физик. Родился 15 мая 1859 года.Пьер Кюри являлся одним из первых исследователей радиоактивности. Помимо..

Пьер Евгений Марселен Бертло Pierre Eugene Marcellin Berthelot

Бертло занимался также исследованием химии и физикохимии взрывчатых веществ (изучал закономерности их сгорания, определил скорость распространения..

Пьер Жанен Pier Zhanen

Сын военного врача, сделал карьеру благодаря своим способностям. Окончил Академию Генерального Штаба Сен Сир в 1892 г.; преподавал в Николаевской..

философ , математик , астроном и исследователь древних текстов. Преподавал риторику в Дине, а позднее стал профессором философии в Экс-ан-Провансе .

Биография

Свой курс Гассенди строил таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля , а потом показывал его ошибочность. Открытия Коперника и сочинения Джордано Бруно , а также чтение сочинений Петра Рамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Гассенди в непригодности аристотелевской физики и астрономии . Плодом его занятий было скептическое сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль , ). От окончания этого сочинения он должен был отказаться: нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ , Джордано Бруно и др. Ещё раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже , откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию . Во время этой поездки он познакомился с Гоббсом и издал () анализ мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда («Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R. Fluddi deteguntur»). Позже он написал критический анализ Декартовских размышлений («Disquisitio ad v ersus Cartesium»), приведший к оживленной полемике между обоими философами. Гассенди был одним из немногих учёных XVII века , интересовавшихся историей науки .

Научная деятельность

Философская система Гассенди, изложенная в его «Syntagma philosophicum», - результат его исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Гассенди склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в теологических вопросах.

Относительно возможности познать истину он держится середины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можем познать не только видимость , но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные человеческому уму. Гассенди подразделяет философию на физику , предмет которой - исследовать истинное значение вещей, и этику - науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика , которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод).

Физика Гассенди стоит близко к динамистическому атомизму . Все явления природы совершаются в пространстве и времени . Это суть «вещи в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов . Как пространство, так и время могут быть измерены только в связи с телами: первое измеряется объёмом, второе - движением тел. Материю Гассенди представляет состоящей из множества мельчайших компактных эластичных атомов , отделенных друг от друга пустым пространством, не заключающих в себе пустоты и потому неделимых физически, но измеримых. Число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материи постоянно), но число форм меньше числа атомов. Гассенди не признает за атомами вторичных свойств, как то: запаха, вкуса и других. Различие атомов (кроме формы) заключается в различии их главного свойства - веса или прирождённого их стремления к движению . Группируясь, они образуют все тела вселенной и являются, следовательно, причиной не только качеств тел, но и их движения; ими обусловливаются все силы природы. Так как атомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природе остается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а только пребывает связанной, а когда оно приходит в движение, сила не рождается, а только освобождается. Действия на расстоянии не существует, и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можно объяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которые соприкасаются с атомами второго. Это одинаково применимо к телам одушевленным и неодушевленным.

Переводчики Гассенди на русский язык

Память

Напишите отзыв о статье "Гассенди, Пьер"

Примечания

Литература

Биографические сведения о Гассенди содержатся в статье Сорбьера «De vita et moribus Petri Gassendi», приложенной к собранию сочинений философа, и в надгробном слове преемника Гассенди по каноникату в Дине, Николая Таксиля.

Работы, посвященные философии Гассенди:

  • Зубов В. П. Пьер Гассенди // Вопросы истории естествознания и техники. Вып. 2. - М., 1956.
  • Быховский Б. Э. Гассенди. - М., 1974. - 204 с.
  • Дьяков А. В. Пьер Гассенди как историк философии // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2013. № 2 (14). С. 119-127.
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Киев: Наукова думка, 1986. - 512 с.
  • A. Martin, «Histoire de la vie et des écrits de Gassendi» (Париж , );
  • L. Mandon, «Etude sur le Syntagma philosophicum de Gassendi» (Монпелье , );
  • L. Mandon, «De la philosophie de Gassendi» ();
  • Jeannel, «Gassendi spiritualiste» (Монпелье, );
  • Ch. Barneaud, «Etude sur Gassendi» (в «Nouvelles Annales de philosophie catholique», );
  • F. Thomas, «La philosophie de Gassendi» (Париж, ).
  • Olivier Bloch, La Philosophie de Gassendi. Nominalisme, matérialisme et métaphysique, Martinus Nijhoff, La Haye 1971 (ISBN 9024750350)
  • Saul Fisher, Pierre Gassendi’s Philosophy and Science, Brill, Leyde/Boston, 2005 (ISBN 9789004119963)
  • Lynn Sumida Joy, Gassendi the Atomist: Advocate of History in an Age of Science, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 1987 (ISBN 0-521-52239-0)
  • Antonia Lolordo, Pierre Gassendi and the Birth of Early Modern Philosophy, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 2006 (ISBN 978-0-521-86613-2)
  • Forgie, William. Gassendi and Kant on Existence // Journal of the History of Philosophy - Volume 45, Number 4, October 2007, pp. 511-523
  • Gventsadze, Veronica. Aristotelian Influences in Gassendi’s Moral Philosophy // Journal of the History of Philosophy - Volume 45, Number 2, April 2007, pp. 223-242

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Храмов Ю. А. Гассенди Пьер (Gassendi Pierre) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера . - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М .: Наука , 1983. - С. 75. - 400 с. - 200 000 экз. (в пер.)
  • Stanford Encyclopedia of Philosophy:

Отрывок, характеризующий Гассенди, Пьер

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления.
Наполеон сидел под курганом и пил пунш, когда к нему прискакал адъютант Мюрата с уверениями, что русские будут разбиты, ежели его величество даст еще дивизию.
– Подкрепления? – сказал Наполеон с строгим удивлением, как бы не понимая его слов и глядя на красивого мальчика адъютанта с длинными завитыми черными волосами (так же, как носил волоса Мюрат). «Подкрепления! – подумал Наполеон. – Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских!»
– Dites au roi de Naples, – строго сказал Наполеон, – qu"il n"est pas midi et que je ne vois pas encore clair sur mon echiquier. Allez… [Скажите неаполитанскому королю, что теперь еще не полдень и что я еще не ясно вижу на своей шахматной доске. Ступайте…]
Красивый мальчик адъютанта с длинными волосами, не отпуская руки от шляпы, тяжело вздохнув, поскакал опять туда, где убивали людей.
Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения.
В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию.

Основывая на нем свое учение. В основном труде «Свод философии» (1658) разделил философию на три части: 1) логику, в которой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в которой, обосновывая атомистическую теорию, Гассенди доказывал объективность, несотворимость и неуничтожимость пространства и времени; 3) этику, где Гассенди выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность». Гассенди принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии (о прохождении Меркурия по солнечному диску, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырех, открытых ранее, и др.) и труды по истории науки. В исторических условиях 17 века Гассенди сыграл прогрессивную роль как философ и ученый. Однако его материализм был непоследовательным, в его концепции присутствует ряд религиозных идей. Он признавал, например, бога творцом атомов, считал, что помимо материалистически понимаемой «животной души» у человека имеется еще сверхчувственная «разумная душа».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 81.

Гассенди (Gassendi) Пьер (22. 1. 1592, Шантерсье, близ Диня,- 24. 10. 1655, Париж), французский философ-материалист. Профессор философии в коллеже Экс-ан-Прованса, откуда за философские убеждения был удалён в 1623 году иезуитами. С 1626 года каноник, а затем настоятель собора в Дине. Гассенди занимался также астрономическими и математическими исследованиями. С 1645 года Гассенди переселился в Париж, где был профессором математики Королевского коллежа. В Париже Гассенди встречался с Ф. Бэконом , Т. Гоббсом , Г. Гроцием , Т. Кампанеллой .

Первая философская работа Гассенди - «Парадоксальные упражнения против аристотеликов» (изданная анонимно в 1624, рус. пер. 1968) - памфлет против схоластического псевдоаристотелизма. Гассенди ставил задачу разработки философии на научной основе, усматривая последнюю в атомистическом материализме Эпикура, приведённом в соответствие с открытиями естествознания. Основные философские труды Гассенди - «Свод философии» (рус. пер. 1966) и «Свод философии Эпикура» (рус. пер. 1966) - были опубликованы лишь посмертно в 1658 году. «Свод философии» состоит из трёх частей: «Логика», «Физика» и «Этика». В «Логике» Гассенди придерживается принципа материалистического сенсуализма, служащего фундаментом его гносеологическое учения. В «Физике» отстаивает материальное единство мира, состоящего из многообразия самодвижущихся атомов. «Этика» Гассенди, следуя эпикуреизму, рассматривает счастье как высшее благо, утверждает нераздельность счастья и гражданской добродетели, основанной на «благоразумии» - критерии блага. Философия Гассенди имела своеобразную форму учения о двойственной истине. Согласно Гассенди, истина обнаруживается благодаря двум различным источникам света - доказательству и откровению; первый из них основан на опыте и разуме, освещающих естественные явления, второй - на божественном авторитете, освещающем явления сверхъестественные. По словам К. Маркса, там, где Гассенди отступает от материалистического учения Эпикура, «...он делает это для того, чтобы не противоречить своим религиозным предпосылкам» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 44). Однако этот компромисс не избавил Гассенди от суровых нападок ортодоксальных теологов и долголетнего пренебрежения историков философии.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, v. 1-β, Lugduni, то же, v. 1-6, 1658; Floren-tlae, 1727; в рус. пер.-Соч., т. 1-2, М., 1966-68.

Литература: Коньо Ж., П. Г.- возобновитель эпикуреизма, «ВФ», 1956, M 3; Быховский Б. Э. , Гассенди, М., 1974; Rосhot В., Les travaux de Gassendi..., P., 1944; P. Gassendi, 1592-1655. Sa vie et son oeuvre, P., .

Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными. Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что эпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек, - это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: "Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья" [Соч. Т. 1. С. 318]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Метафизическая система Декарта была подвергнута критике с материалистических позиций ещё в первой половине XVII века Основным противником учения Декарта о врождённых идеях выступил крупнейший представитель материалистического направления во французской философии XVII века, выдающийся мыслитель и учёный-естествоиспытатель Пьер Гассенди (1592-1655).

Маркс следующим образом охарактеризовал эту идейную полемику: «Метафизика XVII века, главным представителем которой во Франции был Декарт, имела со дня своего рождения своим антагонистом материализм. Материализм выступил против Декарта в лице Гассенди, восстановившего эпикурейский материализм» *. Гассенди, ещё в 1624 г. написавший работу под названием «Против аристотеликов», выступал союзником Декарта в борьбе против средневековой схоластики. Вместе с тем он подверг резкой критике дуалистический характер философии Декарта, стремление последнего противопоставлять сознание и материю. Гассенди материалистически разрешал вопрос о соотношении мышления и бытия и объявлял основным источником познания чувственный опыт.

В своём учении о строении материи Гассенди исходил из взглядов Эпикура. Он учил, что материя вечна и неразрушима, видел в пространстве и времени объективные категории действительности, настаивал на их бесконечности. Утверждая право человека на земное счастье, оправдывая его стремление к удовлетворению своих потребностей, Гассенди следовал за Эпикуром и в вопросах этики. Свои этические воззрения Гассенди сознательно противопоставлял аскетическому мировоззрению, насаждавшемуся церковью. Представители реакционного лагеря, стремясь любой ценой опорочить эпикурейскую философию Гассенди, обвиняли её в безнравственности. В своих трудах (основной из них - «Система философии» - был издан уже после смерти философа, в 1658 г.) Гассенди ставил своей задачей разбить эти попытки и восстановить подлинно гуманистический облик моральных воззрении Эпикура.

В своих философских устремлениях Гассенди не был последователен. Сильные материалистические тенденции соединялись в его философии с уступками теологии, с признанием божественного провидения. Однако эти уступки носили в значительной мере внешний и вынужденный характер.

Несмотря на наличие определённых противоречий, философия Гассенди сыграла весьма значительную историческую роль. Очень плодотворным было, в частности, её воздействие на развитие передовой французской литературы. Последователем Гассенди был такой своеобразный и прогрессивный писатель, как Сирано де Бержерак. Серьёзное влияние оказало учение Гассенди на мировоззрение Мольера и Лафонтена. Таким образом, влияние Гассенди в литературной жизни страны связано в первую очередь с развитием реалистических тенденций и становится поэтому особенно ощутимым во второй половине XVII века.

Примечания

* К. Маркс, Святое семейство, или Критика критической критики , К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., т. 2, стр. 140.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 242-243.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Opera omnia.v. 1-6. Lugduni, 1658;

Соч.,т. 1-2. М., 1966-68.

Литература:

Быховский Б. Э. Гассенди. М., 1974;

Коньо Ж., П. Г.- возобновитель эпикуреизма, «ВФ», 1956, M 3;

Brett G. S. The philosophy of Gassendi. L., 1908.

Rосhot В., Les travaux de Gassendi..., P., 1944; P.

Gassendi, 1592-1655. Sa vie et son oeuvre, P., }