Государственное регулирование деятельности в сфере туризма. Особенности государственного регулирования развития туризма Совершенствование государственного регулирования туризма

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры .

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений.

На сегодняшний день, общемировая туристическая индустрия вовлекает в свой оборот колоссальные финансовые средства и человеческие ресурсы в виде туристов и работников, занятых в отрасли. Для многих государствах туризм превратился в существенный источник дохода от экспортной деятельности. Российская Федерация также включена в мировой процесс развития туризма и, несмотря на незначительные текущие финансовые показатели, имеет благоприятные прогностические тенденции для развития отрасли.

Исследование динамики развития национального туризма, свидетельствует о наличии узловых проблем, препятствующих полноценному использованию туристско-рекреационного потенциала России. Анализ данных проблем подчеркнул закономерности их появления, связанные с тенденциями перехода от плановой к рыночной модели развития государства в последние два десятилетия. Неразвитость отечественного туризма коррелирует с общими проблемами политического, социального и экономического характера, присущими для развивающихся стран на определенном этапе своего роста .

Состояние отечественной политики в области туризма, не соответствуюет современным мировым стандартам управления отраслью на государственном уровне. Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость более тесного участия органов власти в формировании мер по развитию туризма, в том числе посредством создания привлекательных условий инвестиционного климата, упорядочения институционального механизма управления отраслью, выработки и проведения долгосрочной и стратегической политики в этом направлении.

На сегодняшний день в практике отечественного туризма отсутствуют взаимовыгодные механизмы сотрудничества сторон. Процессы, происходящие в развитии национального туризма, напрямую зависят от качества выработки процедур взаимовыгодного взаимодействия государства и частного сектора. В настоящее время механизм государственно-частного партнерства все более широко используются в качестве инструмента городского и регионального экономического и социального развития и планирования на уровне муниципальных образований разных государств. Туристическая концессия интегрирована в современный процесс перехода отраслевых концессий к межотраслевой форме государственно-частного партнерства и не ограничивается исключительно своим социальным характером. В данной концессии наблюдается эффект межотраслевой концепции и синергии природных (горных, морских, лесных, водных, сельскохозяйственных), транспортных (автодороги, аэропорты, железные дороги), социальных (здравоохранение, образование) и иных ресурсов. Допускается создание и использование периферийных планово-убыточных объектов проекта, поддерживаемых за счет основного ресурса концессии, в целях решения социальных вопросов, обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества и максимизации общей прибыли проекта .

В России механизм концессий может быть использован более полно, и не должен ограничиваться определенными видами (направлениями) туризма. Целесообразно говорить об объемном использовании концессионных соглашений в рамках уникального туристско-рекреационного комплекса страны. При этом для более эффективного, превентивного финансирования и не распыления бюджетных денежных средств и усилий, необходимо выделить несколько типов туристических объектов, передаваемых частному капиталу, в первую очередь. Помимо государства и концессионера, в систему должны входть пользователи туристических услуг, банки, страховые компании, инвесторы, кредиторы проекта, консалтинговые фирмы, строительные и управляющие компании, субподрядчики. Взаимодействие этих субъектов позволит упорядочить и сбалансировать туристический концессионный проект, для обеспечения наиболее долгосрочного конкурентного преимущества и максимизации общей прибыли .

Система управления рисками в туризме имеет слабые стороны. исходя из этого, предлагается усовершенствовать систему управления рисками в туризме. Для внедрения более эффективной системы управления рисками в туризме может быть использована нормативно-методическая документация для обеспечения управления рисками, что позволит более эффективно управлять рисками в туризме в контексте формирования современных концессионных отношений .

Таким образом в последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов. Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного Необходимо изучить и обобщить современные методы государственного регулирования туризма в зарубежных странах и оценить возможность использования данного опыта в России.

Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому государственное регулирование развития туризма должно строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.

Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Принято также считать необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определит место туризма в народно-хозяйственном комплексе страны.

В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

a обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

a охрана окружающей природной среды;

a создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

a развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности должно осуществляться путем :

a создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

a содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

a защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

a лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

a установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

a прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

a создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

a налогового и таможенного регулирования;

a предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

a содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

a развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

a содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

a обеспечения картографической продукцией;

a иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса. Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.

Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях, в условиях экономического кризиса начала XXI века, осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.

Специфическое отличие современной рыночной модели с элементами государственного регулирования развития туризма от других отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями. Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма.
Применительно к сфере туризма автором был конкретизирован и расширен набор функций и методов реализации государственной политики регулирования развития туризма (табл. 1, рис. 1)

Таблица 1 - Функции и методы государственного регулирования туризма

1 Общая организация и правовая регламентация туристской деятельности

Введение единых понятий, определений, -процедура заключения сделок, договоров, -получение виз, -порядок прохождения границы и провоза товара

2 Планирование развития туризма

Разработка общих стратегий и концепций развития туризма, -регулирование пространственного размещения объектов туризма, -планирование развития инфраструктуры

3 Регулирование отдельных видов деятельности

Лицензирование, -стандартизация, -сертификация

4 Обеспечение безопасности туризма

Лицензирование, -стандартизация, -сертификация, -издание памяток туриста, -страхование

5 Кадровое обеспечение туризма

Создание стандартных государственных программ для системы непрерывной подготовки кадров для сферы туризма, - содействия организации повышения квалификации работников турпредприятий

6 Обеспечение научных исследования туристского рынка

Маркетинговые исследования на туррынке, -создание национальных центров изучения туризма, -информационное обеспечение турпредприятий

7 Поддержка внешнеэкономической деятельности турфирм

Создание представительств и филиалов за границей, -заключение международных договоров, -участие в разрешении конфликтов, реклама национальных турпродуктов

8 Обеспечения охраны окружающей среды и исторических памятников

Создание правил, законов, условий экономического стимулирования по охране и восстановлению природных ресурсов, реставрации исторических памятников, - распределение туристской ренты, -финансирование учреждений культуры

9 Создания благоприятного имиджа страны, региона

10 Контроль и надзор

Текущий контроль, -аудит, -мониторинг международной конкурентоспособности, национальных турпродуктов

Проведена классификация инструментов регулирования по сферам их применения .

1. В правовой сфере: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие методологии лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере туризма; таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма; борьба с преступностью и коррупцией.
2. В экономической сфере: налоговое регулирование; целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туризм; увеличение инвестиций в человеческий капитал.
3. В социальной сфере: решение проблем адресного социального туризма
4. В научно-образовательной сфере: развитие научного исследования в сфере туризма; создание информационно-аналитической базы; обеспечение профессиональных кадров для туристской деятельности.
5. В сфере организации туризма: формирование имиджа России на мировом рынке туризма; содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой рынки; содействие участию в международных туристских программах; создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры; координация деятельности и Экономическая эффективность на национальном и региональном уровне может оцениваться на базе системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития туризма:

Мультипликатора дохода, который показывает дополнительный доход (заработную, плату, ренту, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор продаж, который измеряет дополнительные обороты (валовую выручку) турпредприятий в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор объема выпуска, который определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное отличие мультипликатора продаж и мультипликатора объема выпуска состоит в том, что мультипликатор объема выпуска определяет изменение объема выпущенной, но необязательно реализованной продукции. При расчете мультипликатора продаж следует учитывать, что часть продаж может совершаться из «складских запасов». Поэтому величина мультипликатора объема выпуска может быть больше (часть продукции остается в отчетный временной период на «складах») или меньше (снижение уровня «складских запасов») мультипликатора продаж.

Мультипликатор занятости, который определяется как общее количество дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов туристов, либо как отношение числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в туристской отрасли. Расчет этого мультипликатора является наиболее сложным из-за широкого распространения временной (сезонной) и неполной занятости в туризме. Этот мультипликатор может использоваться и в качестве показателя социальной эффективности.

Рис. 1 - Блок-схема процесса формирования государственной политики на основе стратегического планирования развития туризма

Мультипликатор инвестиционный, который определяется как воздействие капиталовложений на суммарный доход. Увеличение инвестиций в отрасль туризма окажет воздействие на всю экономику страны, так как последовательно затрагиваются многие отрасли народного хозяйства страны.

На уровне отдельных мероприятий и проектов оценка экономической эффективности должна базироваться на сопоставлении произведенных затрат и полученных результатов. Окружающая среда, природная и искусственная, является наиболее фундаментальной составляющей туристского продукта. Тем не менее, как только начинает разворачиваться туристская деятельность, окружающая среда неизбежно подвергается изменениям либо для обеспечения туристкой деятельности, либо вследствие нее. Эти воздействия могут быть как положительными (это отличает туристские проекты от большинства инвестиционных проектов в других отраслях промышленности), так и отрицательными. Развитие туризма невозможно без воздействия на окружающую среду, однако, за счет рационального планирования этого воздействия можно минимизировать его негативные последствия и поддерживать положительные эффекты.

Необходимо определять возможное воздействие развития туризма на окружающую среду уже на ранней его стадии, поскольку легче и дешевле избежать ущерба для окружающей среды путем корректировки или отклонения планов развития, чем устранить ущерб, причиненный в случае осуществления проекта. Но несмотря ни на что не стоит забывать о положительных сторонах развития туристской индустрии в России, поскольку за последние годы пройден путь от крайнего монополизма до полной либерализации. Вместо трех компаний, господствовавших в стране на протяжении многих лет ("Интурист", "Спутник" и Центральный совет по туризму и экскурсиям - ЦСТЭ профсоюзов), появилось более 10 тыс. частных децентрализованных фирм. Большая их часть находится в Москве и Санкт-Петербурге, причем в значительной части из них (более 30%) присутствует иностранный капитал. Поэтому большая часть прибыли и доходов от въездного туризма в Россию направляется не в бюджет страны, а достается иностранным компаниям .

Литература:

1. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» - Утв. 21 июля 2005 г. - №115-ФЗ. - М: Инфра-М, 2005.

2. Бизнес и общество: выгодное партнерство / Под ред. А.А. Нещадина - СПб.: Вершина, 2006.

3. Варнавский В.Г. Партнерство, государства и частного сектора - М.: Наука, 2005.

4. 4. Ильина Н. И. Государственное регулирование развития туризма в России - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Ульяновск – 2000.

5. 5. Ильина Н. И. Экономические функции туризма на современном этапе. //Статья. Вестник №3-4 - Казань: ТИСБИ, 2000.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика туристской деятельности в России. Рассмотрение необходимости государственного регулирования туризма в рамках Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Методы и принципы регулирования туризма.

    доклад , добавлен 02.06.2014

    Характеристика туристической фирмы "Мир Чудес", анализ ее основных экономических показателей и финансового состояния. Нормативно-правовая база регулирования туристской деятельности. Проблемы развития внутреннего и въездного туризма на Дальнем Востоке.

    отчет по практике , добавлен 06.04.2015

    Манильская декларация по мировому туризму. Гаагская декларация по туризму. Глобальный кодекс этики туризма. Манильская декларация по социальному воздействию туризма. Сравнительный анализ термина "Государственное регулирование в области туризма".

    контрольная работа , добавлен 10.12.2014

    Принципы государственного регулирования туристской деятельности и ознакомление с деятельностью Департамента туризма Кыргызской Республики. Государственные органы по регулированию туризма. Порядок работы с документами и составление номенклатуры дел.

    отчет по практике , добавлен 19.05.2013

    Формы, методы и принципы государственного регулирования туристской деятельности в РФ. Перспективы развития туристской сферы Краснодарского края и источники привлечения в нее инвестиций. Разработка предложений, направленных на развитие туристской сферы.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2016

    История развития туристической отрасли в России, ее место в современной рыночной экономике. Изучение деятельности туристской компании ПАК ГРУПП, ее организационная структура, управление предприятием и должностные обязанности специалиста по туризму.

    отчет по практике , добавлен 26.02.2012

    Понятие и положения туристской отрасли РФ. Исследование конъюнктуры рынка туризма. Анализ развития туристской отрасли в Ленинградской области. Основные экономические показатели деятельности турфирмы, ее конкурентные позиции, направления совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2011

В условиях глобализации и тесного межкультурного взаимодействия многие страны мира развивают отрасль индустрии туризма. По итогам международных конференций по туризму отмечалось, что устойчивое развитие индустрии туризма, как в отдельном регионе, так и в стране в целом зависит, прежде всего, от усилий со стороны государства: «Туризм должен планироваться государственными властями, а также туристической индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. В этих условиях представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, которые имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические отрасли» .

В России федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма постоянно меняются.

За десятилетний период в России произведено, по меньшей мере, десять преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма. Проблемами туризма занимались поочередно Министерство культуры РФ, Комитет по делам молодежи и физической культуры РФ. Вопросы туризма выступают лишь частью функций этих учреждений. Довольно часто встречаются следующие их сочетания: культура и туризм; физкультура, спорт и туризм; туризм и развитие курортов; туризм и внешнеэкономические связи.

С одной стороны, такой широкий диапазон совмещения вопросов туризма с другими сферами государственного управления свидетельствует о его многогранности и значимости, а также предполагает комплексный подход к решению данных проблем. С другой стороны, отсутствие четко обозначенного подразделения этой сферы явно выражает недостаточное внимание и понимание социальной ценности и значимости этой сферы в жизни общества. Объединение вопросов развития туризма с другими проблемами приводит к автоматическому сужению понятия «туризм» как многогранного общественного явления.

В настоящее время ответственным за развитие туризма в России является Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли РФ .

Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует ее развитию и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России, как страны благоприятной для туризма, рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов. При этом основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

Обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

Создание условий для деятельности направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

Развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов;

Сохранение объектов туристского показа, рациональное использование культурного и природного потенциала туристских регионов России.

Приоритетными направлениями государственного регулирования являются поддержка и развитие регионального и въездного туризма (путешествие граждан России и иностранных граждан в пределах Российской Федерации), а также культурно-познавательного и социального туризма.

Богатое культурное наследие, специфика историко-культурного развития делают нашу страну привлекательной для туристов. На основании приоритетных направлений, государственное регулирование развития туризма осуществляется следующим образом:

1. Создание нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии. К числу таких документов, реально повлиявших на положение дел в туристской сфере, следует отнести принятые летом 2006 года изменения и дополнения к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в РФ» с целью включения в него дополнительных положений о создании зон туристско-рекреационного типа.

В результате проведенного Правительством РФ осенью 2006 года конкурса из 28 заявок, туристские особые экономические зоны будут созданы в 7 регионах: Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Калининградской, Иркутской областях, Республиках Бурятия и Алтай. Они созданы в целях:

Стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие и эффективное использование туристских ресурсов регионов РФ;

Создания современной туристской инфраструктуры в регионах РФ;

Концентрации ресурсов для достижения целей развития регионального туризма .

2. Содействие в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристских рынках.

3. Установление правил въезда, выезда и пребывания на территории страны.

4. Прямыми бюджетными ассигнованиями на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма.

5. Защитой прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности. В рамках реализации этого направления государственного регулирования туристской деятельности 5 февраля 2007 года подписан президентом РФ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности РФ»». Он вступил в силу 1 июня 2007 года.

Закон направлен на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности, гарантий защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. В качестве способа защиты прав потребителей вводится механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования .

6. Создание благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования.

7. Содействие кадровому обеспечению туристской деятельности и развитие научных исследований в сфере туризма.

Государственные органы занимают ведущее место в подготовке и реализации долгосрочных программ развития туризма. На основании Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1996 года № 177 утверждена федеральная целевая программа «Развития туризма в Российской Федерации» .

Программа предполагает решение следующих задач:

Оценка влияния развития туризма на экономику, социальную и культурную жизнь общества;

Подготовка и обучение туристского персонала;

Долгосрочное планирование устойчивого развития туризма;

Обмен информацией между развитыми и развивающимися странами;

Участие всех секторов общества в развитии туризма;

Концепция нового туристского продукта;

Оценка результатов реализованных мер;

Установление партнерства на международном уровне .

Функции органов местного самоуправления по развитию туризма на уровне регионов сводятся к следующему: сотрудничество с территориальными туристскими организациями в планировании и реализации местных программ развития туризма; осуществление региональных и целевых программ; содействие в превращении местных объектов туризма в центры досуга и культурного обслуживания населения; вовлечение местных организаций в расширение форм туристского обслуживания; добиваются экономически устойчивого использования местных туристских ресурсов; содействуют восстановлению и сбережению культурного и природного наследия, улучшению и развитию местной инфраструктуры туризма .

Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день приоритетным направлением в туристской деятельности является развитие культурно-познавательного туризма в регионах России.

В Московском государственном университете культуры и искусств разработана концепция федеральной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма в регионах России (2008-2013годы)», которая предусматривает комплекс взаимосвязанных мер, направленных на реализацию нового подхода, позиционирующего культуру как фактор экономического роста и развития региона .

Программа включает в себя две подпрограммы, ориентированные на решение разных аспектов стоящих перед нею задач. Подпрограмма «Развитие культурно-туристских зон» предусматривает реализацию комплекса мероприятий по созданию региональных туристских зон с высокой концентрацией объектов историко-культурного наследия. К числу таких регионов, прежде всего, относятся Северо-западный и Центральный федеральные округа (при этом программа рассчитана на поддержку провинциальных регионов).

Подпрограмма «Развитие малых исторических городов» во многом основана на идее ранее действовавшей федеральной целевой программы «Развитие исторических городов России» - на идее сохранения исторической застройки, но акценты подпрограммы также смещены в сторону развития культурно-познавательного туризма. Основными критериями при отборе малых городов в программу становятся их близость к туристским маршрутам, способность не только поддерживать историко-архитектурный ландшафт, но и использовать историко-культурный потенциал для социально-экономического развития региона. Важным условием успешной реализации обеих подпрограмм является развитие в регионах традиций народных художественных промыслов.

Программа представляет собой базовый комплекс первоначальных мероприятий в сфере развития культурно-познавательного туризма и сопутствующих ей отраслей, направленных как на духовное развитие и сохранение культурного наследия, так и на формирование экономических основ отрасли, получающих практическое выражение в развитии культурно-познавательного туризма.

Мероприятия программы носят межотраслевой характер и предусматривают участие в ее реализации различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов РФ и муниципальных органов управления, а также деловых кругов реализующих свой бизнес в сфере туризма. Мероприятия программы объединены технологически, в рамках каждого региона предполагается наличие нескольких объектов культурного наследия, приспособленных для посещения, развитой гостиничной и сервисной инфраструктуры, организованной торговли сувенирной продукции и изделиями народных художественных промыслов.

Критерием эффективности программы может служить уровень развития культурно-познавательного туризма как самостоятельной отрасли, способной выступать катализатором экономического развития региона. Эта цель напрямую связана с системой целей социально-экономического развития страны, провозглашенными в докладе Правительства РФ о результатах и основных направлениях деятельности России на 2006-2008 годы .

Появление нового сектора в экономике регионов, среди которых значительное число дотационных, будет способствовать выравниванию их экономического и социального уровня развития.

Функция государственного заказчика-координатора программы предлагается возложить на Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ.

Развитие туризма является важным условием развития человеческого капитала, способом знакомства с отечественной историей и традициями, также укреплению международных культурных связей, поскольку туризм является одним из факторов формирования единого культурного пространства.

Каждый регион России обладает своей культурой. Более того, региональная культура также отражает особенности экономических, социальных, образовательных и экологических связей. Поэтому культура региона рассматривается не только как отрасль, но и как принципиально важный аспект развития туризма.

В настоящее время развитие региона понимается как многомерный и сложный процесс, при этом экономическое развитие оценивается в комплексе с социальным и культурным. Исходя из этого, индикатором положительных изменений в регионе выступает множество факторов разных сфер общества. Помимо роста производства и доходов, учитываются перемены в институциональной, социальной и административной структуре общества, перемены в общественном сознании, а также в традициях и привычках .

Если раньше богатство региона, прежде всего, определялось наличием природных ресурсов, развитостью производственно-промышленных мощностей, то в последнее время в ряде этих факторов на лидирующую позицию выдвигается человеческий капитал и информационная составляющая культуры.

Таким образом, на современном этапе главной целью государственной политики в области туризма является создание в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах путем развертывания комплексных программ по оказанию помощи организациям индустрии туризма в кадровом, маркетинговом и информационном обеспечении. Его создание позволит решить проблему сохранения и рационального использования природного и культурного наследия, а также внесет значительный вклад в развитие экономики регионов страны.

Благодаря развитию туризма в определенном регионе можно наблюдать структурные изменения, как в хозяйственной, так и в общественной жизни. Особое значение придается разработке комплексных программ, где бы развитие туризма было тесно связано с решением социальных, экономических и культурных задач. При этом основным требованием к таким программам является то, что они, во-первых, должны быть тесно связаны с программой сохранения и использования культурного и природного наследия, а во-вторых, входить в комплексную программу социально-экономического и социокультурного развития региона.

Введение ___________________________________________________________________2

Государственное регулирование в сфере туризма_________________________________ 3

Заключение_________________________________________________________________ 7

Практическая часть__________________________________________________________ 8

Задача №1 _________________________________________________________________ 8

Задача №2 ________________________________________________________________ 9

Тест______________________________________________________________________ 11

Список используемой литературы_____________________________________________ 12

Введение

Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.
Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.
Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ – 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Государственное регулирование в сфере туризма

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Отметим также, что современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.
Практически исчезает адресный социальный туризм , осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.
Социальный туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
Социальный тур – минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.
Базовый стандарт доступности социального тура – совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Участник социального туризма – турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.
Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10 %.
Появление отмеченных негативных обстоятельств связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.
Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.
Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).
Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.
Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.
Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.
Конкретные задачи , которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:
- принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;
- создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;
- разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;
- обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;
- обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.
За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.).
Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.
Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:
1) содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
2) определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности;
3) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;
4) осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:
1) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
2) охрана окружающей природной среды;
3) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4) развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5) создание новых рабочих мест;
6) увеличение доходов государства и граждан;
7) развитие международных контактов;
8) сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Определены конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности.
Оно осуществляется путем:
- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;
- содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования, стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;
- установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;
- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;
- содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;
- развития научных исследований в сфере туристической индустрии;
- содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.
Координацию туристической деятельности в РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Заключение

Таким образом, в законе определены принципы, цели и формы государственного регулирования ее. Необходимо, чтобы сформированные принципы, цели и формы государственного регулирования столь же четко исполнялись на практике. Для этого нужны инструкции, подзаконные акты и т.д.
Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему в определенном месте, где происходит туристическое мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.
Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица.
Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.
На местном уровне:
- планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;
- маркетинг (рыночное предложение местности);
- координация работы турфирм;
- информация для туристов, их сопровождение;
- организация досуга туристов;
- организация собраний конгрессов туристов.
На региональном и межрегиональном уровне:
- развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;
- анализ рынка, разработка концепции маркетинга;
- меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях;
- профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга;
- работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Практическая часть

Задача №1

Через три с половиной года после налогового правонарушения тур.фирма «Близкий Рубеж» в лице генерального директора Смурова Г.Н. была привлечена к ответственности за грубые нарушения организации правил учета налогов, что повлекло взыскание штрафа в размере 17 тыс. руб.

Правомерны ли действия налоговых органов?

Действия налоговых органов были неправомерны, объясняется это статьей № 120 НК РФ « Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» .

В ней говорится о том, что:

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,

влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Задача №2

Турист отправился по путевке в Финляндию. В тур. фирме ему пообещали, что посещение аквапарка входит в стоимость тура, но на месте оказалось, что он должен заплатить за эту услугу.

Что можно посоветовать туристу?

Ответ:

В статье № 10 в законе РФ «ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ» говорится, что:

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

    ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;

    недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;

    непредвиденный рост транспортных тарифов;

    введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;

    резкое изменение курса национальных валют.

Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера.

Дополнительные требования к организации путешествий лиц с ограниченной дееспособностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Тест

    Условия без которых договор считается незаключенным, называются:

    Существенными

    Случайными

    Обычными

    Дополнительными

    Общественные объединения потребителей не вправе:

    Проводить независимую экспертизу

    Обращаться в суды в защиту прав потребителей

    Производить штрафные санкции

    Вносить в федеральный орган исполнительной власти предложения о мерах по повышению качества товаров

    В случае обнаружения недостатков оказанной услуге потребитель не вправе требовать:

      Возмещение стоимости услуги более чем в двух кратном размере.

      Безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги

      Соответствующего уменьшения цены оказанной услуги

      Возмещение понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами

Список используемой литературы

    «Налоговый кодекс РФ» глава 16, статья 120

    Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

  1. Федеральный закон РФ от 1 июня 2007 г. N 12-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" , глава IV, статья № 10

  2. http://www.turbooks.ru/stati/jekonomika-v-turizme-/342-rynochnoe-i-gosudarstvennoe.html

    http://buklib.net/component/option,com_jbook/task,view/Itemid,36/catid,171/id,7102/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство но образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Юридический институт Кафедра «Правоведения»

Контрольная работа

По дисциплине: Правовое обеспечение туристкой деятельности

Выполнил(а)

студент(ка) курса

очной/заочной/ускоренной

формы обучения

шифр специальности:

Научный руководитель:

(ученая степень, ученое звание,

должность, Ф.И.О.)

Санкт-Петербург 2010г.


Национальная политика в сфере туризма определяет степень участия государства в регулировании данной области.

В широком смысле под туристской политикой понимают систему методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Туристская политика может осуществляться различными способами. В специальной литературе также нет единого подхода к изложению вопроса об осуществлении политики государства в этой сфере. Некоторые специалисты выделяют общие функции, которые государство должно осуществлять в целях создания лучших условий развития туристской сферы. К таким функциям относят:

  • координацию;
  • планирование;
  • регулирование;
  • маркетинг национального туристского продукта;
  • стимулирование;
  • развитие социального туризма;
  • защиту интересов.
  • разработку законодательной базы, регламентирующей основные вопросы развития туристской сферы;
  • разработку антикризисных программ, позволяющих смягчить неблагоприятные последствия неравномерного развития мировых экономических процессов;
  • создание условий, благоприятствующих притоку инвестиций в туристскую сферу;
  • выравнивание уровней экономического развития регионов с помощью определения приоритетов и размеров государственной поддержки;
  • координацию темпов развития туристской отрасли и смежных отраслей;
  • регулирование туристских потоков путем формирования спроса и расширения предложения в области туристских услуг 1 См.: Экономика и организация туризма. Международный туризм. С. 278-279 (авт. разд. - А.Л. Лесник, совм. с М.Н. Смирновой). .

В юридической литературе под регулированием понимается установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкуренции, прав и свобод граждан.

В российском законодательстве понятие государственного регулирования туристской сферы определяется через закрепление его принципов, целей, приоритетных направлений и способов. При рассмотрении данного вопроса обратимся к Закону об основах туристской деятельности, выделив основные принципы государственного регулирования туристской деятельности .

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:

  • содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • формирует представление о Российской Федерации как о стране, благоприятной для туризма;
  • осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Наименование ст. 3 «Принципы государственного регулирования туристской деятельности» не соответствует ее содержанию, так как в ней перечисляются основные направления деятельности государства в сфере туризма.

Под принципами государственного регулирования в сфере туризма следует понимать основополагающие идеи, реализация которых обеспечит эффективное развитие данной сферы с учетом интересов всех ее участников.

Исходя из смысла Закона об основах туристской деятельности, можно назвать следующие принципы государственного регулирования в сфере туризма:

  • признание туризма социально и экономически значимой сферой для нашей страны;
  • обеспечение доступности туристских услуг для всех граждан Российской Федерации, включая лиц с низким уровнем дохода;
  • гарантии приоритетного развития социального, внутреннего, въездного и самодеятельного туризма;
  • создание благоприятных условий развития туристской сферы;
  • приоритет защиты прав и интересов туристов.

Более широкий подход к данному вопросу избрала Л.Е. Калинина. Автор, проанализировав международно-правовые, федеральные и региональные акты, предлагает следующие принципы государственного управления в сфере туризма:

  • доступности;
  • обеспечения безопасности граждан при занятии туризмом;
  • государственной поддержки туризма;
  • международного сотрудничества в сфере туризма;
  • обеспечения баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов;
  • приоритетной поддержки малого предпринимательства в области туризма;
  • гласности и открытости в разработке, принятии и применении мер по государственному управлению туризмом;
  • охраны природы, исторических и культурных ценностей при осуществлении туристской деятельности 2 См.: Калинина Л.Е. Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы // Туризм: право и экономика. 2007. № 2. С. 5. .

Основными целями

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • охрана окружающей природной среды;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности названы поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Способами государственного регулирования туристской деятельности являются:

  • определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  • нормативное правовое регулирование в сфере туризма;
  • разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
  • содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности;
  • содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;
  • развитие научных исследований в сфере туризма;
  • стандартизация и классификация объектов туристской индустрии;
  • формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
  • информационное обеспечение туризма;
  • создание благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  • оказание государственных услуг в сфере туризма;
  • взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Таким образом, некоторые способы государственного регулирования, перечисленные в ч. 3 ст. 4 Закона об основах туристской деятельности, дублируют основные направления деятельности государства в этой сфере, содержащиеся в ст. 3 закона. Это свидетельствует о многозначности формулировок, используемых в законе, что недопустимо сточки зрения юридической техники.