Черный человек кто написал. Комаров р.в., системно-психологический анализ поэмы с.а. есенина «черный человек. Выразительное чтение поэмы “Черный человек”

Творчество великого русского поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает у читателей разногласия и споры. Это происходит от того, что каждый видит в его творениях что-то индивидуальное, что-то доступное только одному ему.

Самой «неразгаданной» и «недопонятой» у Есенина остаётся поэма «Чёрный человек». Поэт и поэма неразрывно связаны между собой. Сложно себе представить персонажа и автора по отдельности, поэтому последние строчки «никого рядом нет, я один…» звучат настолько пугающе-незавершённо, как бы предвещая дальнейшие беды и страдания.

Многие из поклонников творчества Сергея Есенина выделяют «Чёрного человека», как лучшее из его произведений, многие также утверждают, что для них эта поэма - любимейшая из всех существующих стихов.

Для того, чтобы объяснить данный факт, следует обратиться к основам человеческой психологии. Как известно, практически каждого человека хотя бы несколько раз в жизни мучали кошмары. Они могли быть фантазийными, параноическими или же (самый распространённый вариант) в виде сновидений. Психологами замечено, что кошмары отражают переживаемые в реальной жизни страхи, а зачастую эти страхи - муки совести. Всё, чего боится человек, сливается в итоге в один образ, внушающий панический страх. Обычно это «типичные» образы - громадные насекомые, хищники, мистические создания (приведения, гномы, инопланетяне, монстры и проч.), криминальные элементы (маньяки, убийцы, киллеры). Реже возникает своеобразный, индивидуальный образ. Как правило, это касается ярких людей с развитой фантазией, творческих личностей. Известны случаи, когда такой необычный прототип страхов становился символом, запоминающимся и легко усваемым, а, следовательно, популярным.

Карл Юнг, основатель аналитической психологии и автор теории коллективного бессознтельного, создал понятие «архетип» (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.)

Чёрный человек соответствует всем обязательным чертам архетипа:

Имеет проявление в фольклоре (образ Чёрного Всадника из русских народных сказок; Чернобога из древнеславянской мифологии);

Проявляется у разных народов в разные эпохи («Фауст» Гёте, чёрные великаны из скандинавского фольклора и т.д.);

Воспринимается доосозанно; Имеет собственный символ - чёрный цвет;

Имеет и позитивный, и негативный аспекты (негативный - влияние на психику, пессимизм, циничность. Позитивный - как правило, заставляет героя/человека задуматься о чём-либо и что-то исправить в своей жизни);

Устойчив (так как его структура на протяжении многих столетий практически не была искажена);

Имеет достаточное количество собственных элементов (в первую очередь, это - упомянутый выше чёрный цвет, затем плащ, впоследствии переформировавшийся в сюртук во времена Пушкина, безличность - отсутствие конкретных черт лица и фигуры, цилиндр - также с пушкинских времён);

Имеет черты, связывающие с жизнью (видоизменение одежды и способов передвижения - в мифах он летает, в представлении людей XVIII-XIX веков скачет на коне, в двадцатом столетии выходит из зеркала;

Представляет опасность самоотождествления с ним - самые яркие примеры: вселение Чернобога в человека, безликий посетитель Моцарта (у Пушкина) и, конечно же, Чёрный человек Есенина;

Обладает сильным влиянием на эмоции человека; обладает собственной инициативой и специфической энергетикой.

Всё это доказывает нам, что Чёрный Человек - это не частная выдумка Есенина, а сформировавшийся за столетия образ.

Существует множество версий, кем или чем был этот образ для поэта.

Самый простой и объяснимый вариант - это собственная тень, собственное отражение в зеркале. Как известно, больной и запуганный человек, страдающий к тому же психическими заболеваниями, начинает бояться всего, что ему недостаточно понятно. «Почему отражение в точности повторяет черты, а тень - просто заполненный темнотой контур?» - задаётся вопросом такой человек и начинает размышлять, а в итоге приходит к выводу, что темнота - это его отрицательные качества, и тень «преследует» его.

Из этого объяснения вытекает другое, наиболее привычное: Чёрный человек - это совесть. Действительно, стоит вспомнить «спать не даёт мне всю ночь», «словно хочет сказать, что я жулик и вор…», сразу возникает мысль о совести. Также этому способствует то, что словами «Слушай, слушай!» начинаются два разных отрывка поэмы, однако в начале Человек «бормочет», а позднее «хрипит», то есть, повышает тон голоса, как муки совести начинаются с её отголосков. Однако, сопоставляя есенинского Человека и другие образы, входящие в архетип, сложно установить черты, присущие совести, во всех.

Это подводит нас к наиболее страшной версии: Чёрный человек - это предвестник смерти или сама Смерть. Признаюсь, мне даже писать эти строки жутковато. Однако большинство фактов говорит как раз за этот вариант. Именно в это истолкование сущности Чёрного человека укладываются все образы архетипа. Начиная с древнеславянского Чернобога - друга и помощника Мораны-Смерти, сказочного Чёрного Всадника, аллегорически «настигавшего людей в пути», продолжая «Фаустом» Гёте, «Чёрным монахом» Чехова и героями Пушкина (Черномором, Медным всадником, безликим заказчиком «Реквиема»), заканчивая «Жизнью человека» Л. Андреева и, конечно же, «Чёрным человеком» Есенина. Кстати, мистическая тематика прослеживается и в других стихотворениях Сергея Александровича: «черти в душе гнездились» «запугала нас сила нечистая, что ни прорубь - везде колдуны…», «в роще чудились запахи ладана, в ветре бластились стуки костей…». Следует обратить внимание на художественные детали в тексте:

Книга (символ мудрости, тайны), зеркало 9символ иного мира), прялки (прялка - символ судьбы, здесь они «весёлые», как бы надсмехающиеся, и «заводят метели», то есть, холод, неудачи, тревоги.), ночь морозная (и зима, и ночь считались временами, когда нечисть имеет силу), удачно по смыслу вписывается фраза «снег до дьявола чист», луна (символ ночи и особой активности нечистой силы). Интересно, что в поэме как бы пересекаются образы «чёрных людей» прошлого: «как монах», «как всадники».

С этого момента удобно рассматривать следующую версию происхождения Чёрного человека. Вспомним строчки «приподняв свой цилиндр и откинув небрежно сюртук…», «в каждом вижу историю, сердцу знакомую…». Некоторые исследователи полагают, что к Есенину по ночам являлся… Пушкин. Хулиган СВОЕГО ВРЕМЕНИ, в творчестве которого образ Чёрного Человека проявился в полной мере. Он даже во время написания поэмы говорит Есенину, что тот «жулик и вор…», то есть, крадёт его гениальную идею.

Стоит заметить, что Пушкин с момента его смерти являлся одной из самых почитаемых персон в мистических обрядах - гадалки любили «вызывать» его образ в зеркале или призывать его дух ответить на вопрос.

Далее следует рассмотреть самую нелюбимую поклонниками Есенина версию: поэма - это ни что иное, как плод больного воображения, подпитанного алкоголем и фобиями, сообщает сайт. Подтверждают эту идею слова «я очень болен», «заметает мозги алкоголь», частое повторение одних и тех же слов: «Чёрный, чёрный, чёрный…», отрывистые фразы: «не знаю.. не помню… а может…». Однако, факты говорят не в пользу этой версии: как известно, Сергей Александрович не писал в алкогольном опьянении. Напротив, он садился в светлой комнате, в тишине и пил только безалкогольные напитки, пока не заканчивал трудиться. Честно говоря, я, как начинающий поэт, слабо верю в идеальную правдивость этого. Вероятно, так и было, но были и стихи, написанные им в других обстоятельствах. Это моё мнение, и я извиняюсь перед читателем, если не права.

Наконец, нам следует перейти к самой сложной с психологической точки зрения версии: Чёрный Человек - это второе я, альтер эго поэта. В таком случае, несколько пересекаются с вариантом про совесть, но имеет иной замысел. Если совесть грызёт, и нет от неё ни укрытия, ни спасения, то самого себя, свою тёмную сторону победить реально. Поэт измучен «самораздвоением», - днём он весел и радостен: «побегу по мятой стёжке на приволь зелёных лех…», вечером хмур и печален: сыпь, гармоника, скука, скука…». В нём борются две его сущности - светлая и нежная, «желтоволосый мальчик с голубыми глазами» и тёмная и мрачная: «мне ничего не надо, мне никого не жаль».

Смысловой кульминацией поэмы является момент «И летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», а психологической: «в грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство.». Есенин приходит к этому выводу и понимает: он, научившийся писать великолепные стих и манипулировать женщинами, не овладел самым высшим искусством в мире. Разбивая ненавистное зеркало, он делает первую попытку победить самого себя.

Осталось рассмотреть последнюю, на мой взгляд, самую абсурдную версию: Чёрный Человек - это чекист, образ слежки, постоянно ведущейся за поэтом. Конечно, некая логика в этой версии есть: действительно, за поэтом следили, и он об этом знал. Постоянная боязнь сделать что-то не так могла вызвать такое представление, галлюцинацию. Однако сомнительно. Что Есенин стал бы приписывать своему реальному врагу столько мистических свойств и качеств.

Рассмотрев все варианты возникновения образа Чёрного Человека в одноимённой поэме, я выделила три основных версии: «вторая сущность», «олицетворённая совесть» и «бессмыслица, пьяный бред», после чего провела социологический опрос, анализ которого вы сможете увидеть в следующей статье (2 часть).

Рассказчик говорит, что очень болен. К нему приходит черный человек. Он садится на кровать и не позволяет спать рассказчику. Черный человек читает книгу как монах на похоронах. В этой книге написано про человека, который много пил и был авантюристом, но у него были большие и хорошие планы. Но страна, в которой он жил, была полна плохих людей. Рассказчику от того, что ему говорит черный человек, становится страшно.

В стране, где живет рассказчик, в декабре падает много снега. И часто бывают метели. Потом черный человек снова читает свою книгу. Человек, про которого в ней написано был поэтом. Он любил женщину, которой было около сорока лет. По его мнению, счастливые люди должны быть ловкими. Тяжело в жизни оставаться позитивным при любых обстоятельствах: при плохой погоде, при проблемах с семейной жизни, при потерях. Рассказчик просит черного человека перестать читать об этом поэте, потому что ему эта информация неинтересна. Черный человек смотрит на рассказчика, он злится и уходит.

В другую ночь рассказчик сидит один у окна. Он никого не ждет. Он смотрит на деревья, на равнину. Он слышит стук, пение птицы, которое кажется ему зловещим. Снова приходит черный человек, на нем надет сюртук и цилиндр. Он приближается к рассказчику и начинает с ним разговаривать, он никогда не видел, чтоб люди так бессмысленно страдали бессонницей. Черный человек предполагает, что рассказчик ждет свою возлюбленную. Он говорит, что любит поэтов. Потом он рассказывает про мальчика, который жил в крестьянской семье. У ребенка были светлые волосы и голубые глаза, а теперь он вырос. Рассказчик ругает черного человека и кидает в него трость

Ночь закончилась, рассказчик понимает, что он в комнате находится один, на нем надет цилиндр, и он разбил зеркало.

Стихотворение учит здоровому образу жизни, тому, что нельзя много пить.

Картинка или рисунок Есенин - Черный человек

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Камю Миф о Сизифе

    Работа знаменитого французского писателя и философа Альберта Камю «Миф о Сизифе», написанная в 1942 году, пожалуй, стала одной из самых громких произведений того времени, затрагивающих проблему философии абсурдизма, актуальную и в нынешнее время.

  • Краткое содержание Куприн Листригоны

    В книге рассказывается о рыбаках – листригонах, которые были потомками греческих колонистов. В Балаклаве наступил октябрь. Из города уехали все дачники, а жители Балаклавы сосредоточились на ловле рыбы.

  • Краткое содержание Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

    Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге

  • Краткое содержание Васильев Завтра была война

    Повесть Бориса Васильева, написанная в 1972 г. Автор рассказывает про простую советскую школу, в частности – про 9 класс, в котором разыгралась настоящая трагедия

  • Краткое содержание Женитьба Фигаро Бомарше

    Сюжет произведения разворачивается вокруг главного героя Фигаро, молодого, энергичного, веселого, целеустремленного юноши, служащего графа Альмавивы. Но именно в этот момент, граф разочарован в нем, так как его ближайший соратник решил

Через некоторое время после смерти С. Есенина в свет выходит его последние произведение – поэма «Черный человек». Ни для кого не секрет, что поэт предчувствовал свою кончину еще за несколько лет, о чем он часто упоминал в своих стихах. И эта монументальная работа не стала исключением: в ней автор пророчествует смерть и духовный кризис, ставший ее предтечей.

Работать над данной поэмой Есенин начал еще в 1923 году, но она, по словам его современников, вышла слишком большой и мрачной. Что подвигло автора сократить ее, остается загадкой, но даже в упрощенном варианте произведение потрясает своей депрессивностью и глубиной страдания. История создания поэмы «Чёрный человек» тесно переплетается с ее сюжетом. Тогда у поэта уже были проблемы с алкоголем, они тоже нашли свое отражение в тексте. Его близкие всерьез беспокоились о нем, ведь с каждым днем внутренний разлад становился очевиднее, работы – мрачнее, а сам творец вел себя все более нервно и беспокойно.

Работа над созданием произведения началась еще во время американских гастролей, после которых в жизни поэта началась не прекращающаяся черная полоса. Он ощущал, что новая власть ему чужда, что советская Россия в нем не нуждается, что все ждут, когда тонкий лиризм его поэзии сменит революционные марши. Кроме того, было горькое послевкусие от разрыва с Айседорой Дункан. Все эти события и настроения легли в основу поэмы. В 1925 году «Черный человек» был закончен, а в журнале «Новый мир» за январь 1926 года был впервые опубликован.

Жанр, размер и композиция

Творение является обращением, посланием лирического героя к другу, которому он с самого начала сообщает о том, что «очень болен». В этой же форме написаны монологи мужчины в черном, в которых он обращается к автору письма. Таким методом Есенин показывает отношение к жизни двух персонажей. Композиция в поэме «Черный человек» диалогична, напоминает пьесу — представляет собой разговор двух действующих лиц, в котором вкраплены ремарки поэта, указывающие на то, что должно происходить на сцене во время беседы. Также есть пролог и эпилог: вступление (обращение к другу) и заключение (исчезновение гостя и развенчание миража). Основная часть делится на два действия.

Театральная композиция не типична для подобного рода произведений, ведь жанр, избранный Есениным, — лироэпическая поэма. Она показывает не только внутреннее состояние рассказчика, но и живописует его историю, то есть появляется вполне конкретный сюжет.

Произведение написано с помощью тонической системой стихосложения, основанной на равном числе ударений в строке. Размер поэмы «Черный человек» – дольники.

Проблематика

  1. Разочарование. Главный вопрос, который поднимает автор – критический взгляд со стороны на собственное ничтожество. Некое подведение итогов жизни. Человек в цилиндре не является олицетворением смерти, не хочет причинить вред лирическому герою. С помощью его образа поэт хочет посмотреть на себя со стороны, осознать, как он живет. Стихотворение стало полномасштабной исповедью Есенина перед смертью. Соответственно, перед нами открывается главная проблема «Черного человека» — разочарование в себе.
  2. Алкоголизм. В эпилоге автор развеял мрачные фантазии, его судья оказался ведением, алкогольным кошмаром. Он весьма самокритично замечает, что воевал с зеркалом, то есть черный человек – его альтер эго, которое обличало само себя. Иные соображения приходят к нему под влиянием алкоголя, и очевидно, что эффект галлюцинации на какое-то время полностью завладел рассказчиком. Да и сам он признается, что уже болен этим.
  3. Развенчание любви. «Скверная девочка сорока с лишним лет» — это Айседора Дункан, танцовщица, с которой у Есенина был роман. Он закончился, а поэт понял, что ошибался в своих чувствах, а, может, и в возлюбленной. В любом случае он саркастично высмеивает свою страсть, показывая контраст между тем, кого он представлял, и тем, с кем был на самом деле.
  4. Разочарование в творчестве. Лирику свою автор называет «дохлой и томной», подчеркивая, что она служит лишь для обольщения прыщавых курсисток.
  5. В чем смысл?

    Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки. А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.

    Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце, не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.

    Средства выразительности

    Поэт активно пользуется такими средствами художественной выразительности, как метафоры: «Осыпает мозги алкоголь». Так он изображает осень собственной жизни, увядание и умерщвление тела и души. Небезучастным остается и суицидальное сравнение, как будто автор и тогда уже думал о повешении:

    Голова моя машет ушами,
    Как крыльями птица.
    Ей на шее ноги маячить больше невмочь

    И, гнусавя надо мной,
    Как над усопшим монах

    Эпитеты, навевающие тоску и страх, тоже в изобилии представлены в произведении: «зловещая птица», «изломанные и лживые жесты». Также не обошлось без олицетворений, которые трактуют природу в унисон мрачному мировосприятию поэта: «деревянные всадники», «Что ты, ночь, наковеркала?». Кроме того, в глаза бросаются жаргонизмы, которые придают повествованию драматизма и откровенности: «жулик», «морда», «прохвост» и т.д.

    Но королями средств художественной выразительности в поэме «Черный человек» являются повторения, причем не только лексические, но и композиционные (первая и вторая части начинаются со слов «друг мой, друг мой…»). Например: «слушай, слушай», «черный человек, черный человек» и т. д.

    Черный человек — реквием Есенина

    Поэма стала самым беспощадным самообличением в русской литературе. Многие сравнивают это творение с «Реквиемом» Моцарта, последним произведением великого композитора, в котором он выразил бездну своего отчаяния. Также поступил и Есенин в «Черном человеке», поэтому книга так привлекает его биографов.

    В каждой строке ощущается неизбежность происходящего, с самого начала он говорит о своем плохом самочувствии, причем не физическом, а душевном. В конце нам открывается тайна: мужчина в угольных перчатках и есть лирический герой. Он осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на людях, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик. Гордость не позволяла жаловаться и искать снисхождения. Рассказчик тщательно скрывал драму своей души, никто ему не помог с ней справиться, и вот теперь ему даже не хватает сил попросить дружеского участия, он так и не закончил свое послание, ведь фантомы одолевают его. «Самое величайшее в мире искусство» обернулось величайшим в мире страданием, которое он смог выплеснуть только посмертно.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Черный человек» Сергей Есенин

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

То ли ветер свистит

То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…

«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…

. . . . . . . . . . . . . . . .

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…

Анализ стихотворения Есенина «Черный человек»

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта . Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо . Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.

Анализ поэмы С.А. Есенина «Черный человек»

Голова моя пашет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

С.А. Есенин. Черный человек

«Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.

Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души поэма - одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» - черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек.

«Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема - тема болезненной души, раздвоенной личности - традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое - в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.

Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек - это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.

Однако в литературном произведении важно не только, что написано, но и как. Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа - чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником - поэтическое выражение подсознательного. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.

Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.

Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром - спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать с нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, это приведет к очищению.